Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Туристические зоны не готовы принять девелоперов

 

Туристические зоны не готовы принять девелоперов

 

 

Федеральное агентство управления особыми экономическими зонами (ФАУ ОЭЗ) обещает до конца лета провести конкурс по выбору туристско-рекреационных ОЭЗ (ТР ОЭЗ). В агентстве считают, что создание экономических зон поднимет инвестиционную привлекательность, в том числе депрессивных регионов, где туризм пока активно не развивался. Эксперты сомневаются, что государство рискнет поддерживать капиталоемкие проекты с неясными перспективами и длительными сроками возврата вложенных средств. А широкие административные полномочия ФАУ, по их мнению, могут отпугнуть частных инвесторов.

Налоговые послабления

Закон о внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", регламентирующий создание туристско-рекреационных ОЭЗ (ТР ОЭЗ), вступил в силу 3 июня 2006 года, совпав с началом отпускного периода.

загрузка...

 

 

Однако в этом сезоне его роль будет невелика. Точные сроки проведения конкурса среди регионов, претендующих на создание ОЭЗ, пока не установлены. Пресс-секретарь ФАУ ОЭЗ Ирина Волина сообщила "Интерфаксу", что "конкурс пройдет до конца лета", однако в настоящий момент ни его критерии, ни форма заявки официально не определены.

В бюджете 2006 года финансирование ТР ОЭЗ не предусмотрено, что ставит под сомнение начало реализации крупных проектов с участием государства. В ФАУ ОЭЗ признают, что реально ТР ОЭЗ начнут действовать только в следующем году, а первые результаты их деятельности можно будет оценить не раньше, чем через 2-3 года, когда будет создана первичная инфраструктура.

В отличие от технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, ТР ОЭЗ не ограничены ни по размеру, ни по объему инвестиций. Закон предполагает, что с инициативой создания одной зоны могут выступать сразу несколько муниципальных образований и даже регионы-соседи, на территории которых находятся неделимые объекты (Черное море, озеро Байкал и т.д.), привлекательные для туризма. Земельные участки, образующие ТР ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий (что важно для развития экологического туризма), а также находиться в частной собственности. На них разрешается промышленная разработка лечебных минеральных вод и грязей, а также жилищное строительство (Правда, как предполагается, только в объемах, необходимых для нужд обслуживающего персонала).

Таможенные льготы, в отличие от остальных ОЭЗ, в туристических зонах не предусматриваются, однако резиденты смогут получить ряд налоговых послаблений, в том числе освобождение в течение первых пяти лет функционирования зоны от уплаты земельного налога и налога на имущество.

"Эти льготы принципиальны и интересны инвесторам, если строится крупный объект, например, большая гостиница. При строительстве маленького объекта, в пересчете занимаемой им территории и вложенным инвестициям, налоговые льготы хоть и всегда приятны, но большого значения при возврате инвестиций иметь не будут", - заявил "Интерфаксу" руководитель департамента развития компании "Русские отели" Андрей Механиков. А гендиректор компании "Стабильная линия", занимающейся строительством отелей, Игорь Лаврик считает, что "предлагаемые льготы явно недостаточны": "В течение первых 3-5 лет гостиничное предприятие надо вообще освободить от налога на прибыль, а не понижать его ставку".

Фавориты и аутсайдеры

Глава ФАУ ОЭЗ Юрий Жданов считает, что для резидентов ТР ОЭЗ - владельцев гостиниц, гольф-клубов, горнолыжных и выставочных комплексов и т.д. - наибольший интерес представляют не налоговые льготы, а "обозначение приоритетности проекта со стороны государства и, как следствие, дополнительное финансирование из госбюджета". Предполагается, что федеральный центр возьмет на себя строительство дорог, инженерной инфраструктуры, объектов энергетики, а также аэропортов. Исходя из практики, долю государственного участия в таких проектах эксперты оценивают на уровне 30-50%. Остальные расходы должны поделить между собой регионы и инвесторы, планирующие развивать свой бизнес в рамках ТР ОЭЗ.

О своем намерении принять участие в конкурсе на создание туристических зон уже объявили порядка 40 регионов, а 10 уже прислали предварительные проекты и бизнес-планы. Ю.Жданов заявил, что каждая заявка будет не только прочитана, но и рассмотрена на месте на предмет обоснованности. Для этого руководство ФАУ ОЭЗ сейчас разъехалось по регионам-претендентам.

Нужно понимать, какая отдача будет от госвложений: сколько получат региональный и федеральный бюджеты, сколько появится новых рабочих мест, каков будет вклад в ВВП и т.д. Особое внимание чиновники планируют обращать на список будущих резидентов, чтобы не наступить на те же грабли, как при создании промышленно-производственных зон. Тогда оказалось, что часть заявленных резидентов на деле вовсе не собиралась вкладывать туда деньги. Чтобы избежать превращения ОЭЗ в оффшор в закон внесена поправка, обязывающая резидентов вести раздельный налоговый учет прибыли, которую они получают вне территории зоны. Это выведет из льготного режима налогообложения ту часть деятельности компании, которая не связана с развитием ОЭЗ,считают чиновники.

Уже известно, что победителями конкурса станут 2-4 региона. Чиновники обещают, что в их число попадут не только проекты-фавориты, типа Черноморского побережья Кавказа и Байкала, но также предложения, поступившие из регионов, которые ранее не входили в перечень зон, привлекательных для туризма. Эксперты в свою очередь указывают, что первоочередная задача ФАУ ОЭЗ заблаговременно минимизировать возможные риски государства и допустить к соревнованию только быстро окупаемые проекты. Шаткость позиции агентства они видят в необходимости совмещать девелоперские и административные функции.

"Нужно достаточно жестко администрировать зоны, чтобы избежать недобросовестной игры со стороны резидентов и при этом не отпугнуть потенциальных инвесторов", - говорит руководитель Центра анализа полюсов роста и СЭЗ Института экономики РАН Наталья Смородинская. Она напоминает, что в Белоруссии в условиях жесткого администрирования ОЭЗ за 10 лет существования смогли привлечь всего $159 млн.

Курортные зоны

Судя по предварительным заявкам на создание ТР ОЭЗ, которыми располагает "Интерфакс", регионы и потенциальные резиденты в первую очередь заинтересованы в бюджетных инвестициях в транспортную сеть и инженерию. "Развитие транспортных сетей не вопрос бизнеса, а государственная задача. Отсутствие дорог, воздушных и железнодорожных сообщений, не сможет позволить ни одному региону привлечь внешние инвестиции. Гостиничный бизнес не пойдет туда, куда нет возможности с комфортом доставлять гостей", - говорит А.Механиков.

По словам мэра города Геленджик Сергея Озерова, несмотря на интерес со стороны инвесторов, резко увеличить темпы строительства не позволяет состояние коммунальной инфраструктуры: "Мы не можем предложить в полном объеме инженерные сети, и это их настораживает".

Опыт крупных компаний, реализующих свои проекты в курортных центрах, показывает, что инвесторы предпочитают не связываться с новыми площадками, а реабилитировать уже существующие объекты недвижимости и их сети.

Так, компания "Русские отели" перестроила под пятизвездочный бутик-отель бывший сочинский пансионат "Родина". А подразделение строительного холдинга израильского диамантера Льва Леваева реконструировало под СПА-отель два корпуса бывшего санатория имени Димитрова. Такая тактика инвесторов связана, во-первых, с желанием минимизировать расходы на инженерию, а во-вторых, - с отсутствием в курортных зонах свободных площадок под новое строительство.

Туризм в Средней полосе

Руководство областей Средней полосы России в качестве основных преимуществ своих регионов указывает на отсутствие проблем с землеотводами, которые характерны для здравниц. "У нас имеется огромнейший выбор участков для размещения объектов курортного и дачного строительства. Сформирован четкий и понятный механизм их оформления", - заявил "Интерфаксу" первый заместитель губернатора Ивановской области Дмитрий Михеев. Он отметил, что область намерена принять участие в конкурсе на ТР ОЭЗ с проектом создания особой зоны в городе Плес.

"Уже разработаны 12 бизнес-проектов, которые будут финансироваться за счет инвесторов. Средства федерального и областного бюджета планируется привлечь на строительство дорог, газификацию и берегоукрепление", - рассказал Д.Михеев. В Ярославской области, по словам первого заместителя губернатора Ирины Скороходовой, возможность софинансирования инвестиционных проектов уже предусмотрена региональным законом о развитии туризма.

Создание ТР ОЭЗ позволит увеличить объемы господдержки за счет средств федерального бюджета. Что касается вложений в инфраструктуру, то, по словам И.Скороходовой, местная администрация помогает инвесторам готовить площадки под строительство сети малых гостиниц, предназначенных для внутреннего туризма. "Пять отелей уже строятся, еще под восемь готовятся площадки", - указывает она.

Хотя в целом заявки соискателей мало отличаются друг от друга (все претенденты хотят строить гостиницы, аквапарки, гольф-поля, горнолыжные спуски и т.д. - ИФ) у уже раскрученных регионов стартовые позиции лучше, чем у новичков. А отсутствие четких критериев отбора делает шансы последних и вовсе призрачными. "К сожалению, мы пока не можем получить от Минэкономразвития условия конкурса, что серьезно тормозит разработку проекта Воронежской области", - сетует руководитель управления культуры и туризма Иван Образцов. Эксперты не исключают, что конкурсная процедура будет чистой формальностью, и статус ТР ОЭЗ в итоге получат те, с кем чиновники заранее договорились.

Печальный опыт СЭЗ

В России в 1990-1998 гг уже был неудачный опыт создания свободных экономических зон. Как показала практика, их деятельность не привела ни к повышению активности предприятий в регионах, ни к притоку иностранных инвестиций, ни к развитию местных производств, ни к созданию новых.

Статус СЗЗ получали гигантские территории (например, площадь СЭЗ "Даурия" в Читинской области составляла 431 тыс. кв. километров), реанимировать инфраструктуру которых местные, дотационные администрации даже при помощи субвенций из центра были не в силах. В итоге большинство зон превратились в оффшоры.


ИА "Интерфакс"
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Туристические зоны не готовы принять девелоперов":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Porsche Boxter, Mazda RX-8: В зоне особого внимания

В тесте участвуют автомобили: Porsche Boxter, Mazda RX-8 Посмотреть другие фото (9) Давно тестовые автомобили не вызывали такого интереса окружающих: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД. Последние провожали машины пристальными взглядами, но, похоже, просто забывали поднять жезл.

» Японские автомобили - 2523 - читать


Suzuki Swift, Hyundai Getz: Город принял

В тесте участвуют автомобили: Suzuki Swift, Hyundai Getz Посмотреть другие фото (7) В скученной Европе наиболее популярны городские компакты В-класса. За последние годы эти машинки существенно подросли в высоту и ширину, их стали гораздо богаче оснащать, и теперь они предоставляют владельцам высокий уровень комфорта при разумной цене, небольших габаритах и отличной маневренности.

» Корейские автомобили - 2922 - читать


Audi A8 готова

Audi представила первые официальные фотографии нового флагмана компании – модели A8. Как ожидалось, внешность автомобиля изменилась не сильно, однако, новая «восьмерка» смотрится намного современнее и элегантнее. Автомобиль стал длиннее на 17 мм, шире на 14 мм и выше на 4 мм.

» Немецкие автомобили - 1563 - читать


Частная туристическая зона

Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал депутатам принять во втором чтении поправки в закон " Об особых экономических зонах" и Налоговый кодекс, которые разрешают создавать туристско-рекреационные зоны не только на территориях, принадлежащих муниципальным образованиям, но и на частных земельных участках. Кроме того, под будущие туристические ОЭЗ инвесторы смогут освоить и особо охраняемые территории.

» Недвижимость регионов - 1523 - читать


Девелоперы благоустраивают общественные зоны

Строящиеся в Подмосковье коттеджные поселки постепенно обживаются, а девелоперы рисуют новые проекты. В поисках маркетингового преимущества все больше внимания уделяется благоустройству. Такие мелочи, как ландшафтный дизайн, входные группы, прудики и проч., способны привлечь покупателей, когда рынок предложения насыщен. “

» Загородная недвижимость - 1360 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Туристические зоны не готовы принять девелоперов

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru