Федеральное агентство управления особыми экономическими зонами (ФАУ ОЭЗ) обещает до конца лета провести конкурс по выбору туристско-рекреационных ОЭЗ (ТР ОЭЗ). В агентстве считают, что создание экономических зон поднимет инвестиционную привлекательность, в том числе депрессивных регионов, где туризм пока активно не развивался. Эксперты сомневаются, что государство рискнет поддерживать капиталоемкие проекты с неясными перспективами и длительными сроками возврата вложенных средств. А широкие административные полномочия ФАУ, по их мнению, могут отпугнуть частных инвесторов.
Налоговые послабления
Закон о внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", регламентирующий создание туристско-рекреационных ОЭЗ (ТР ОЭЗ), вступил в силу 3 июня 2006 года, совпав с началом отпускного периода.
Однако в этом сезоне его роль будет невелика. Точные сроки проведения конкурса среди регионов, претендующих на создание ОЭЗ, пока не установлены. Пресс-секретарь ФАУ ОЭЗ Ирина Волина сообщила "Интерфаксу", что "конкурс пройдет до конца лета", однако в настоящий момент ни его критерии, ни форма заявки официально не определены.
В бюджете 2006 года финансирование ТР ОЭЗ не предусмотрено, что ставит под сомнение начало реализации крупных проектов с участием государства. В ФАУ ОЭЗ признают, что реально ТР ОЭЗ начнут действовать только в следующем году, а первые результаты их деятельности можно будет оценить не раньше, чем через 2-3 года, когда будет создана первичная инфраструктура.
В отличие от технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, ТР ОЭЗ не ограничены ни по размеру, ни по объему инвестиций. Закон предполагает, что с инициативой создания одной зоны могут выступать сразу несколько муниципальных образований и даже регионы-соседи, на территории которых находятся неделимые объекты (Черное море, озеро Байкал и т.д.), привлекательные для туризма. Земельные участки, образующие ТР ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий (что важно для развития экологического туризма), а также находиться в частной собственности. На них разрешается промышленная разработка лечебных минеральных вод и грязей, а также жилищное строительство (Правда, как предполагается, только в объемах, необходимых для нужд обслуживающего персонала).
Таможенные льготы, в отличие от остальных ОЭЗ, в туристических зонах не предусматриваются, однако резиденты смогут получить ряд налоговых послаблений, в том числе освобождение в течение первых пяти лет функционирования зоны от уплаты земельного налога и налога на имущество.
"Эти льготы принципиальны и интересны инвесторам, если строится крупный объект, например, большая гостиница. При строительстве маленького объекта, в пересчете занимаемой им территории и вложенным инвестициям, налоговые льготы хоть и всегда приятны, но большого значения при возврате инвестиций иметь не будут", - заявил "Интерфаксу" руководитель департамента развития компании "Русские отели" Андрей Механиков. А гендиректор компании "Стабильная линия", занимающейся строительством отелей, Игорь Лаврик считает, что "предлагаемые льготы явно недостаточны": "В течение первых 3-5 лет гостиничное предприятие надо вообще освободить от налога на прибыль, а не понижать его ставку".
Фавориты и аутсайдеры
Глава ФАУ ОЭЗ Юрий Жданов считает, что для резидентов ТР ОЭЗ - владельцев гостиниц, гольф-клубов, горнолыжных и выставочных комплексов и т.д. - наибольший интерес представляют не налоговые льготы, а "обозначение приоритетности проекта со стороны государства и, как следствие, дополнительное финансирование из госбюджета". Предполагается, что федеральный центр возьмет на себя строительство дорог, инженерной инфраструктуры, объектов энергетики, а также аэропортов. Исходя из практики, долю государственного участия в таких проектах эксперты оценивают на уровне 30-50%. Остальные расходы должны поделить между собой регионы и инвесторы, планирующие развивать свой бизнес в рамках ТР ОЭЗ.
О своем намерении принять участие в конкурсе на создание туристических зон уже объявили порядка 40 регионов, а 10 уже прислали предварительные проекты и бизнес-планы. Ю.Жданов заявил, что каждая заявка будет не только прочитана, но и рассмотрена на месте на предмет обоснованности. Для этого руководство ФАУ ОЭЗ сейчас разъехалось по регионам-претендентам.
Нужно понимать, какая отдача будет от госвложений: сколько получат региональный и федеральный бюджеты, сколько появится новых рабочих мест, каков будет вклад в ВВП и т.д. Особое внимание чиновники планируют обращать на список будущих резидентов, чтобы не наступить на те же грабли, как при создании промышленно-производственных зон. Тогда оказалось, что часть заявленных резидентов на деле вовсе не собиралась вкладывать туда деньги. Чтобы избежать превращения ОЭЗ в оффшор в закон внесена поправка, обязывающая резидентов вести раздельный налоговый учет прибыли, которую они получают вне территории зоны. Это выведет из льготного режима налогообложения ту часть деятельности компании, которая не связана с развитием ОЭЗ,считают чиновники.
Уже известно, что победителями конкурса станут 2-4 региона. Чиновники обещают, что в их число попадут не только проекты-фавориты, типа Черноморского побережья Кавказа и Байкала, но также предложения, поступившие из регионов, которые ранее не входили в перечень зон, привлекательных для туризма. Эксперты в свою очередь указывают, что первоочередная задача ФАУ ОЭЗ заблаговременно минимизировать возможные риски государства и допустить к соревнованию только быстро окупаемые проекты. Шаткость позиции агентства они видят в необходимости совмещать девелоперские и административные функции.
"Нужно достаточно жестко администрировать зоны, чтобы избежать недобросовестной игры со стороны резидентов и при этом не отпугнуть потенциальных инвесторов", - говорит руководитель Центра анализа полюсов роста и СЭЗ Института экономики РАН Наталья Смородинская. Она напоминает, что в Белоруссии в условиях жесткого администрирования ОЭЗ за 10 лет существования смогли привлечь всего $159 млн.
Курортные зоны
Судя по предварительным заявкам на создание ТР ОЭЗ, которыми располагает "Интерфакс", регионы и потенциальные резиденты в первую очередь заинтересованы в бюджетных инвестициях в транспортную сеть и инженерию. "Развитие транспортных сетей не вопрос бизнеса, а государственная задача. Отсутствие дорог, воздушных и железнодорожных сообщений, не сможет позволить ни одному региону привлечь внешние инвестиции. Гостиничный бизнес не пойдет туда, куда нет возможности с комфортом доставлять гостей", - говорит А.Механиков.
По словам мэра города Геленджик Сергея Озерова, несмотря на интерес со стороны инвесторов, резко увеличить темпы строительства не позволяет состояние коммунальной инфраструктуры: "Мы не можем предложить в полном объеме инженерные сети, и это их настораживает".
Опыт крупных компаний, реализующих свои проекты в курортных центрах, показывает, что инвесторы предпочитают не связываться с новыми площадками, а реабилитировать уже существующие объекты недвижимости и их сети.
Так, компания "Русские отели" перестроила под пятизвездочный бутик-отель бывший сочинский пансионат "Родина". А подразделение строительного холдинга израильского диамантера Льва Леваева реконструировало под СПА-отель два корпуса бывшего санатория имени Димитрова. Такая тактика инвесторов связана, во-первых, с желанием минимизировать расходы на инженерию, а во-вторых, - с отсутствием в курортных зонах свободных площадок под новое строительство.
Туризм в Средней полосе
Руководство областей Средней полосы России в качестве основных преимуществ своих регионов указывает на отсутствие проблем с землеотводами, которые характерны для здравниц. "У нас имеется огромнейший выбор участков для размещения объектов курортного и дачного строительства. Сформирован четкий и понятный механизм их оформления", - заявил "Интерфаксу" первый заместитель губернатора Ивановской области Дмитрий Михеев. Он отметил, что область намерена принять участие в конкурсе на ТР ОЭЗ с проектом создания особой зоны в городе Плес.
"Уже разработаны 12 бизнес-проектов, которые будут финансироваться за счет инвесторов. Средства федерального и областного бюджета планируется привлечь на строительство дорог, газификацию и берегоукрепление", - рассказал Д.Михеев. В Ярославской области, по словам первого заместителя губернатора Ирины Скороходовой, возможность софинансирования инвестиционных проектов уже предусмотрена региональным законом о развитии туризма.
Создание ТР ОЭЗ позволит увеличить объемы господдержки за счет средств федерального бюджета. Что касается вложений в инфраструктуру, то, по словам И.Скороходовой, местная администрация помогает инвесторам готовить площадки под строительство сети малых гостиниц, предназначенных для внутреннего туризма. "Пять отелей уже строятся, еще под восемь готовятся площадки", - указывает она.
Хотя в целом заявки соискателей мало отличаются друг от друга (все претенденты хотят строить гостиницы, аквапарки, гольф-поля, горнолыжные спуски и т.д. - ИФ) у уже раскрученных регионов стартовые позиции лучше, чем у новичков. А отсутствие четких критериев отбора делает шансы последних и вовсе призрачными. "К сожалению, мы пока не можем получить от Минэкономразвития условия конкурса, что серьезно тормозит разработку проекта Воронежской области", - сетует руководитель управления культуры и туризма Иван Образцов. Эксперты не исключают, что конкурсная процедура будет чистой формальностью, и статус ТР ОЭЗ в итоге получат те, с кем чиновники заранее договорились.
Печальный опыт СЭЗ
В России в 1990-1998 гг уже был неудачный опыт создания свободных экономических зон. Как показала практика, их деятельность не привела ни к повышению активности предприятий в регионах, ни к притоку иностранных инвестиций, ни к развитию местных производств, ни к созданию новых.
Статус СЗЗ получали гигантские территории (например, площадь СЭЗ "Даурия" в Читинской области составляла 431 тыс. кв. километров), реанимировать инфраструктуру которых местные, дотационные администрации даже при помощи субвенций из центра были не в силах. В итоге большинство зон превратились в оффшоры.
ИА "Интерфакс"
Статья о недвижимости получена: IRN.RU