Свое желание обосноваться в реконструированных зданиях Провиантских складов на углу Зубовского бульвара и Остоженки высказывали представители различных музеев. За это боролись представители Музея кино, Мультимедийного комплекса актуальных искусств (МДФ), ГЦСИ, Академии художеств, Музея истории Москвы.
На заседаниях рабочей группы три года назад обсуждали, как распределить три корпуса между различными музеями: один – Музею истории Москвы, другой – Мультимедийному комплексу актуальных искусств, бывшему Дому фотографии, третий – Музею современного искусства. На одном пространстве разместились бы как федеральные, так и муниципальные организации. Год назад неожиданностью стало сообщение, что Провиантские склады отдадут в руки Зураба Церетели (Ъ писал об этом 20 августа). Президент Академии художеств предлагал устроить из Провиантских складов единый центр искусств наподобие парижского Центра Помпиду.
Казалось, что бывшие складские помещения отойдут господину Церетели, где он и будет реализовывать свой проект. Концепция центра искусств действительно будет реализована, но музейным объединением "Музей истории Москвы". На вопрос Ъ, почему новое музейное помещение, над концепцией которого работал господин Церетели, ему не досталось, президент Академии художеств ответил: "У меня своих дел достаточно. Будет центр, в котором выставляться будут все, а ответственным за него будет вот это музейное объединение. И я этому очень рад".
По словам главного хранителя музейного объединения "Музей истории Москвы" Валентины Кольник, в новом здании могла бы открыться постоянная экспозиция из фондов Музея истории Москвы, там представят искусство ХХ и XXI веков. "Мы предполагаем разместить там также реставрационную мастерскую, просветительский учебный центр и, конечно, залы для временных экспозиций". Для городского комитета по культуре, занимавшегося организацией этих рабочих групп и обсуждением концепции, решение мэра стало неожиданностью. По словам Сергея Янюшкина, и. о. начальника отдела музейно-выставочной работы комитета по культуре города Москвы, он узнал о том, что склады станут филиалом Музея истории Москвы, на вчерашнем заседании правительства. "У меня нет ни одного документа, где бы была подпись мэра,– сказал Ъ Сергей Янюшкин.– Но если Юрий Лужков сказал, значит, таковой появится. Городу необходимо выставочное пространство, а то, кроме Манежа, у нас ведь ничего нет. Я хорошо знаю возможности Музея истории Москвы, поэтому, думаю, там найдется место и для федеральных музеев. Теперь как раз пришла наша очередь совместно с музейным объединением дорабатывать концепцию, планировать участие других музеев в этом проекте. Необходимо также усовершенствовать архитектурное решение".
Провиантские склады в Москве выстроены в 1831 году по проекту архитектора Василия Стасова. В Москве по его проекту строил Федор Шестаков (иногда автором Провиантских складов считают именно его, а Стасова называют как автора "образцового" проекта). Склады состоят из трех приблизительно одинаковых по форме корпусов (различия вызваны непрямоугольной геометрией участка). Последние 30 лет Минобороны содержало здесь свой гараж. Идея вывести из зданий гаражи Минобороны и создать здесь некий культурный центр относится к середине 1990-х годов. В 1997 году академик Юрий Платонов подготовил для Академии художеств Зураба Церетели проект реконструкции. Академик воспользовался тем, что в первоначальном проекте Стасова предполагалось выстроить не три, а пять корпусов, место под постройку двух дополнительных осталось фактически незастроенным.
Поскольку перед проектом не ставилось задач разместить в складах несколько организаций (Церетели претендовал на весь комплекс) и тем более организаций, требующих музейного хранения, очевидно, что он сейчас будет подвергнут существенной переделке. Поскольку академик Платонов является членом градостроительного совета Москвы и обладает большим авторитетом в Москомархитектуре (он учитель нынешнего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина), можно с уверенностью предсказать, что объект будет за ним сохранен. Возможно, поскольку он не обладает большим опытом в реконструкции исторических зданий, в проектную группу будет введен кто-нибудь из архитекторов младшего поколения, и здесь весьма вероятная кандидатура – Павел Андреев, главный архитектор завершившейся реконструкции Манежа.
Григорий Ревзин, Мария Стравинская Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU