— Рынок складов в регионах начал развиваться?
— В 2005 г. у крупных девелоперов, которые уже реализуют складские проекты в Московском регионе, возникло окончательное понимание того, что тот, кто первый выстроит сеть по всей России, тот и победит. В первую очередь хорошие склады нужны логистическим операторам и FMCG-компаниям (продающим товары народного потребления, в том числе продовольственные. — “Ведомости”), которые сейчас в регионах зачастую работают в первобытных условиях — используя технологию чуть ли не напольного хранения в не приспособленных для логистики помещениях, арендованных на срок 11 месяцев, дабы избежать процедуры регистрации договора и уйти от налогов. Компании начинают понимать, что им выгоднее арендовать склад класса А высотой 12 м за $110-130 в современном складском комплексе, оснащенном необходимым оборудованием, чем работать в помещении класса С, пусть оно и стоит в два раза дешевле.
— Сколько стоит построить хороший склад в регионе?
— Почти таких же денег, как и в Москве. Разговоры о том, что это можно сделать значительно дешевле, из области легенд. Единственное, на чем можно реально сэкономить, — это земля. К примеру, в Подмосковье $50 за 1 кв. м под склад — это максимальная цена, на которую согласится девелопер. В регионах подходящий участок можно приобрести по цене около $25 за 1 кв. м. Так как по современным технологиям склад занимает около 50% земельного участка, то эта цена умножается на два, соответственно $100 и $50. Но себестоимость самого строительства в Московском регионе часто дешевле или почти такая же, как, скажем, в Новосибирске. В результате, учитывая дополнительные расходы, 1 кв. м склада обходится девелоперу в $550-600. Экономию на покупке земли в регионах съедает неразвитая строительная отрасль, слабая инфраструктура, отсутствие нормальных подъездных путей, риски, связанные с управлением, а также административные риски. Поэтому ставки аренды в регионах должны быть аналогичными московским.
— Региональный рынок готов к подтягиванию ставок?
— Это вопрос конкуренции. Сейчас в регионах работают крупные ритейлоры — они заинтересованы в качественных услугах логистиков, в том числе и по хранению продукции, потоки которой огромны. Разумеется, они сделают выбор в пользу того, кто предложит им оптимальные и более гибкие условия. В складских помещениях класса А арендатор может расти вверх, увеличивая высотность хранения, современные технологии позволяют увеличивать оборачиваемость продукции внутри склада в разы. В неприспособленном помещении это невозможно. Именно поэтому мы часто называем ритейлоров драйверами (от англ. driver — тот, кто ведет за собой) складского рынка.
— Структура арендных ставок в регионах будет такой же, как в Москве? Сейчас пока даже трудно понять, из чего она там складывается.
— Она должна быть четкой и прозрачной. Девелопер, который придет в регион на этот рынок, не может играть по другим правилам, чем в Москве. Сейчас в регионах в основном действуют серые схемы. Но то, что сегодня происходит в Москве, т. е. перестройка рынка складов и переориентация его с отдельных проектов класса А под себя на создание крупных логопарков, завтра придет в регионы.
— Но пока в регионах больше перепрофилируют имеющиеся производственные помещения, чем строят новые высококлассные склады…
— В следующем году ситуация изменится. Даже в Москве на склады обратили серьезное внимание только в этом году. О новых проектах стали не просто заявлять, их стали реализовывать. До 2004 г. компании — потребители складов в основном строили под себя, доля спекулятивных складов была мала. В прошлом году в Московском регионе было введено около 420 000 кв. м, из них под себя — 250 000 кв. м, в этом ожидается почти 600 000 кв. м, из них для сдачи в аренду — примерно 400 000 кв. м, а в будущем речь идет об объемах более 1 млн кв. м, большая часть также будет сдаваться в аренду. Произошло качественное изменение объема предложения. Та же тенденция ожидает и остальные регионы.
— То есть московские девелоперы станут двигать вперед региональный рынок складов?
— Да. И за ними будут подтягиваться местные компании.
— Как будет складываться в таком случае конкуренция?
— Мы стараемся ее регулировать двумя путями — консультированием девелоперов по оптимальному месторасположению склада, а также созданием концепций застройки, которые ориентированы на разные группы клиентов. В Москве это пока удается: мы выбираем направление и предлагаем делать там склады. Сейчас это северо-западное, западное, южное и юго-восточное направления. Таким образом, обрабатываются потоки, идущие через Москву в регионы, и потоки, ориентированные непосредственно на обслуживание нужд города. Я с удовольствием вижу, что новые крупнейшие складские комплексы в этом году начали строиться именно на этих направлениях.
— Но распредцентры, которые строятся рядом с Москвой, могут помешать развитию складских помещений в регионах, которые находятся поблизости: зачем стараться и что-то строить у себя, когда не так далеко будет отличный склад?
— На самом деле это не совсем так — новые склады в регионах будут появляться. К примеру, сейчас товар из Китая зачастую идет в регионы через Москву [так пока дешевле], но так быть не должно. Если товары будут идти напрямую, то и стоить они будут в итоге дешевле.
— Какова доходность складского бизнеса в регионах?
— Такая же, как и на московском рынке: 15-17% годовых, окупаемость 6-7 лет.
— Как можно оценить объем инвестиций, которые будут вложены в его развитие в будущем году?
— В Московском регионе можно говорить о $0,5 млрд. Но здесь я могу оценивать реальность заявленных проектов, по регионам такую оценку дать пока достаточно трудно.
— А какие основные тормозы, причины, почему все пока задерживается?
— Самые обычные: есть человеческий фактор, административный и случайности, которые невозможно предусмотреть. Прежде чем начинать проект, надо очень хорошо понять, какая команда будет его воплощать в жизнь, какая строительная компания, к какому сроку, какие есть гарантии.
— А кто в основном строит в регионах — местные или московские фирмы?
— Есть два варианта. Первый — компания, которая имеет серьезный опыт в Москве и идет строить в регионы. В ее пользу говорит знание специфики строительства и, что также очень важно, взаимодействие с девелопером. Второй вариант — местные подрядчики, а вот насколько они адекватны — зависит от региона. Несомненно, некая расслабленность присутствует в менталитете многих региональных компаний.
Биография
Алексей Новиков родился в 1980 г. в Москве. В 2002 г. с отличием окончил юридический факультет Государственного университета по землеустройству. В 2002 г. приступил к работе в отделе управления недвижимостью компании Stiles & Riabokobylko / Cushman & Wakefiled. В апреле 2003 г. назначен консультантом отдела складской недвижимости и земли. С июня 2004 г. работает в консалтинговой компании Knight Frank. Сначала в качестве консультанта отдела складской и индустриальной недвижимости, а с сентября этого года в качестве заместителя директора отдела. В Knight Frank Новиков отвечает за развитие девелоперских проектов на рынке складской недвижимости.
Международная консалтинговая компания Knight Frank основана в Великобритании более 100 лет назад. Объединяет 110 офисов в Европе, Африке и Азии. В России работает с 2003 г. Оказывает консалтинговые и брокерские услуги крупным девелоперским и инвестиционным компаниям, занимается продажей элитного жилья в Москве и за рубежом, а также маркетингом, управлением и оценкой недвижимости. Среди существующих проектов компании разработка концепции застройки “Большого Сити” (1000 га) по заказу “Системы-Галс”, строительство логистического терминала площадью 200 000 кв. м для компании MLP и технопарка площадью 1 млн кв. м на месте промышленной территории “Нагатино-ЗиЛ” для “Московского бизнес-инкубатора”. В области складской недвижимости компания Knight Frank в качестве консультанта участвует более чем в 70% проектов, представленных на рынке.
Наталья Самарина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU