По данным Госкомстата, в нашей стране насчитывается всего 53 мотеля. Однако эту цифру эксперты считают заниженной в несколько раз - большинство мотелей в России официально не регистрируется. Мотельный бизнес только развивается и пока еще носит полулегальный характер. Серьезные инвесторы в него не идут. Мотели принадлежат в основном так называемым "дорожным королям" - владельцам местных АЗС, автосервисов и ресторанов.
Мотель - это комплекс придорожного обслуживания, включающий гостиницу, автостоянку, автосервис, пункт питания, а иногда и автозаправочную станцию. Мировым лидером по количеству мотелей являются США. Первые мотели появились там в 50-х гг. прошлого века и сразу же приобрели грандиозную популярность - только в 1959 - 1962 гг. в Штатах было построено 36 000 мотелей. Причиной такого бума стала любовь американцев к семейным путешествиям на автомобиле. В Европе мотели не приобрели такой популярности: государства там небольшие, и любителям автотуризма не нужно часто останавливаться на ночевку по пути из одного пункта назначения в другой. В нашей стране, превышающей по площади США, мотели появились во времена Советского Союза. Тогда их было около десятка, и в них останавливались в основном интуристы. С началом перестройки количество мотелей стало расти, и жили в них в основном шоферы-дальнобойщики. Постепенно услугами придорожных комплексов стали пользоваться авто- и шоп-туристы. Мотели хорошо подходят также и для деловых встреч вдали от посторонних глаз, и для любовных свиданий.
Жизнь обгоняет статистику.
Исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин утверждает, что год от года число мотелей и спрос на их услуги растет. По его мнению, статистика Госкомстата, насчитывающего в России всего 53 мотеля (из которых 50 - в частной собственности, а три - в муниципальной) , отстает от реальности, как минимум, в два раза. Как считает заместитель директора подмосковного мотеля "Джунгли" Юлия Страхова, число мотелей в действительности приближается к 500. По данным Госкомстата России, 48% мотелей сосредоточено в Центральном округе, 24% - в Южном, 12% - в Сибирском и 12% - в Северо-Западном. Еще 4% раскидано по другим регионам. Заместитель руководителя департамента туризма Минэкономразвития Анатолий Ярочкин поясняет, что мотели в основном строятся вдоль федеральных трасс: их много в Подмосковье, Ленинградской, Тверской, Владимирской, Ярославской областях.
Трассовый бизнес.
"Мотельный бизнес в России пока носит неорганизованный характер", - отмечает заместитель директора по маркетингу Hotel Consulting and Development Group Марина Смирнова. Собираясь из Москвы, скажем, в Новый Уренгой, невозможно найти список мотелей, которые встретятся по пути. Реклама мотелей на дорогах, отмечает Смирнова, тоже не всегда заметна. Ярочкин из Минэкономразвития отмечает, что серьезные инвестиции в мотельный бизнес пока не поступают. "Вложения в гостиничный бизнес окупаются через 5 - 8 лет", - говорит чиновник. Крупные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в проекты, которые окупаются быстрее, к примеру - в строительство жилья.
Поэтому сейчас мотели организуют те, чей бизнес непосредственно связан с трассами. Ламшин говорит, что мотели часто входят в инфраструктуру, которую создают вокруг АЗС и автосервисов их владельцы. "Мотели в России в основном строят те, кто "владеет" трассами, - рассказывает Смирнова. - Маркетинговые исследования при этом не проводятся, и окупаемость проекта не высчитывается". По мнению Ламшина, строительство мотеля уровня 1 - 2 звезды на 30 - 40 номеров обходится примерно в $1 млн. Смирнова считает, что приличный мотель в России можно построить за меньшие деньги - $50 000 - 250 000, а срок его окупаемости составит более трех лет.
В отличие от мотелей США, средний номерной фонд которых составляет 100 номеров, российские "гостиницы на дороге" гораздо скромнее. Например, по оценке специалиста департамента Смоленской области по культурной политике и туризму Людмилы Жук, количество номеров в мотелях области колеблется от шести до 50.
Сутки проживания в мотеле по России стоят в среднем $8 - 10. В некоторых мотелях есть и VIP-номера. Например, в подмосковном отеле "Джунгли" номер стоит от 800 руб. до 4000 руб. В смоленском "Оазисе" - от 450 руб. до 3000 руб. Мотели могут существенно различаться не только по ценам, но и по набору услуг. В одних комплексах можно только принять душ и несколько часов отдохнуть. А в других - с комфортом провести несколько суток, сходить в ресторан и сауну, поиграть на бильярде и т. п.
Инвесторы появляются.
Эксперты отмечают, что зачастую владельцы придорожных комплексов не регистрируют их, чтобы избежать увеличения платы за услуги ЖКХ, аренду земли и прочее. "У нас под вывеской "мотель" работает несколько юрлиц", - рассказал на условиях анонимности директор одного придорожного комплекса. Одно из них, по его словам, сертифицировано как гостиница, другое - как автостоянка, и т. д. Иногда подобное деление просто связано с тем, что у каждой части мотеля есть свой собственник.
Специалист из смоленского департамента по туризму Людмила Жук говорит, что владельцы мотелей меньше всего зарабатывают на услугах по проживанию. "По рентабельности АЗС, рестораны и автосервисы впереди, так как поток желающих переночевать нестабилен, - объясняет она. - Сегодня есть дальнобойщики и туристы, завтра - нет. А поднимать стоимость номеров нельзя, поскольку тогда и вовсе в них никто не будет останавливаться". Жук полагает, что изменить ситуацию может только популяризация внутреннего туризма. С ней согласна заведующая мотелем "Оазис" Татьяна Гринкова, которая сетует, что сейчас 80 - 90% россиян предпочитают выездной туризм. А Юлия Страхова из "Джунглей" отмечает, что спрос на услуги мотелей увеличивается и дальнейшее развитие индустрии будет зависеть в основном от роста доходов автотуристов. По мнению Смирновой, добиться популярности автотуризма в России трудно при плохом качестве и небезопасности дорог. Но при этом Смирнова из Hotel Consulting смотрит на развитие своего бизнеса оптимистично, в том числе и потому, объясняет она, что в ее компанию все чаще обращаются потенциальные инвесторы, которые хотят вложить деньги в строительство мотелей. А Ярочкин уверен, что тенденцию к росту числа придорожных гостиниц уже не изменить: "Вдоль дорог появляется все больше ресторанов и кафе, а это значит, что к ним вскоре присоединятся и мотели".
Мария Рожкова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU