В России при небольших зарплатах люди готовы выкладывать на развлечения большую по сравнению с Западной Европой долю своих доходов. Уже это говорит в пользу того, что рынок торгово-развлекательных центров будет стремительно развиваться. Причем и в Москве, и в регионах.
Об этом заявили на брифинге "Российский рынок торгово-развлекательной недвижимости и перспективы международного сотрудничества".
Для иностранных консультантов двух немецких и одной английской компании работа в России проходила в рамках программы "Мировой опыт российскому рынку недвижимости".
Участие в новых проектах, завершение уже начатых, работа в качестве спикеров на конференции для российских специалистов - так можно обрисовать цель профессионального визита в Россию Джозефа Фрэхена (Wenzel Consulting Aktiengesellschaft, Germany); Карла Отто Вензела (Wenzel Consulting Aktiengesellschaft, Germany); Тони Йоргенса (ESP Service- und Projektmanagement Hannover GmbH, Germany); Христиана Кульца (Chapman Taylor Partners, UK). Главный же их интерес, заявили иностранные консультанты, сосредоточен на регионах. Такая направленность абсолютно противоположна традиционному подходу: большинство наших коллег, отметили гости, начинали осваивать Россию с Москвы. Противоположная тактика вполне себя оправдала: одна из названных компаний создала в провинции торговый центр и оздоровительный комплекс с объемом инвестиций 60-70 млн. евро. Ее представители считают, что при тех же объемах вложений в Москве подобные идеи воплощаются гораздо дольше - не 20 месяцев, а 2-3, а то и 4 года. Причем в регионах социальная значимость подобных начинаний гораздо выше: создание ТРК позволяет сформировать в городе новый привлекательный район, активно посещаемый населением. Так может получиться, например, в Самаре, где уже в мае откроется комплекс "Мега - Сити". Общий объем площадей комплекса - 50 тыс. кв.м, 28 тыс. кв.м (торговые площади) уже сданы в аренду иностранным компаниям. Теперь ведутся переговоры с инвесторами Волгограда и Санкт-Петербурга о подобном взаимодействии.
Профессиональный интерес экспертов строится на взаимодействии с региональными заказчиками, чтобы помочь им на основе существующих в Европе стандартов реализовать максимально грамотный и успешный подход к проектированию комплексов, а в дальнейшем - в выстраивании отношений с арендаторами. "Самым же сложным, - отметил Христиан Кульц, - является технология подготовки и утверждения архитектурного проекта в России. В отличие от Западной Европы готовый проект не оставляет за архитекторами в дальнейшем возможностей внесения каких-то планировочных изменений. А это необходимо, т.к. только таким образом обеспечивается определенная гибкость: на этапе планирования не могут быть в деталях известны все потребности арендаторов".
Иностранные эксперты неоднократно подчеркнули важность участия в проекте региональных инвесторов. Однако сложность в том, что, приглашая к управлению профессиональные компании, они не готовы передать им все необходимые полномочия.
Как правило, через 6-7 лет любому, даже успешному проекту может потребоваться обновление - перепланирование площадей, частичная смена функционального назначения, а уже через 15 лет могут произойти более глобальные изменения во внутреннем обустройстве. Приводя примеры наиболее удачных проектов в России, были названы гипермаркеты "Мега", "Икея". А "Рамстор", на взгляд европейских экспертов, уже не отвечает современным требованиям - по соотношению площадей, отведенных под парковку, развлекательные зоны и магазины.
Впрочем, было заявлено, что существуют разные подходы. Например, в Западной Европе в отношении стратегии работы с якорными арендаторами устоялись одни представления, а в Восточной Европе - они другие. Особый случай - компания "Стокманн", концепция которой отличается от всех существующих. Причем развлекательная часть - не всегда обязательный компонент, особенно в том случае, если торговый центр находится в очень людном, развитом с точки зрения инфраструктуры месте города.
Говорилось и о рисках. Они существуют, но, по наблюдению иностранных консультантов, степень доверия к российской стороне возрастает. И в любом проекте остаются необходимыми прозрачность отношений, надежность прав, которые получают партнеры.
Стоимость услуг профессиональных консультантов может составить 10% стоимости всего проекта. Причем не только инвесторы, но и иностранные арендаторы возлагают на консультантов свои ожидания - в поиске тех технологий, которые будут отвечать запросам потребителей местного рынка.
"Мы не стараемся конкурировать с вашими специалистами и не пытаемся покуситься на их поле деятельности, - было отмечено на брифинге. - Однако практика активного участия зарубежных партнеров - обычная для европейского бизнеса. В Германии работают английские архитекторы, немцы участвуют в проектах, создаваемых в Англии. Здание немецкого Рейхстага спроектировал англичанин".
Что ж, мысль бесспорная, она богато иллюстрируется и практикой России: московский Кремль создали итальянские мастера.
Аренду небольших площадей сделают выгодной при помощи льгот
Департамент потребительского рынка правительства Москвы намерен заинтересовать ритейлеров льготами по аренде сравнительно небольших площадей.
По словам заместителя руководителя департамента Светланы Королевой, эти меры полностью укладываются в рамки городской программы развития объектов "шаговой доступности". Согласно недавно проведенным специалистами департамента потребительского рынка исследованиям, в столице обнаружено более 600 территорий, практически лишенных объектов инфраструктуры. В этих зонах правительство обещает выделить на льготных условиях помещения общей площадью 1,2 млн. кв. метров. При этом площадь каждого объекта не будет превышать 150 кв. метров.
Правда, пока владельцы крупных компаний не уверены в том, что смогут принять участие в этой программе. Несмотря на проявляемый ими немалый интерес к так называемым спальным районам, о которых и идет речь в этой программе, для таких магазинов потребуется площадь никак не меньше 250-300 кв. метров. Поэтому, скорее всего, участниками нового проекта станут несетевые продуктовые магазины, химчистки, и небольшие магазины промышленных товаров.
Наталия Крол Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU