Сам силуэт нашего города, напоминающий окружность, всегда определял и его архитектурное развитие. Центром был Кремль, вокруг него создавались замкнутые оборонные рубежи, которые по мере роста города превращались во внутренние кольцевые проезды. Развиваясь, Москва обрастала все новыми "кольцами": Китай-город, Белый город, Камер-Коллежский вал, кольцо "сталинских высоток". Именно они и сформировали архитектурный облик города.
Идея создания нового высотного кольца родилась около пяти лет назад.
Она была реализована в одобренной президиумом Архитектурного совета Москомархитектуры "Концепции размещения высотных многофункциональных комплексов в срединном и периферийном поясе Москвы" и утверждена правительством Москвы в качестве городской комплексной инвестиционной программы "Новое кольцо Москвы" в 1999 году. Для реализации программы было создано ОАО "Новое кольцо Москвы" со стопроцентной долей города в уставном капитале.
Первые годы реализации программы "Новое кольцо Москвы" в полной мере выявили всю сложность и масштабность поставленной задачи. Учитывая это, правительство Москвы весной 2003 года приняло решение о создании Городской комиссии при правительстве Москвы по вопросам строительства высотных домов в рамках программы "Новое кольцо Москвы". Руководство комиссией и реализацией программы в целом взял на себя мэр Москвы Ю.М. Лужков. Непосредственное участие в реализации программы принимает и Госстрой России.
В настоящее время активно ведется работа по подбору участков для размещения будущих высотных комплексов. При этом учитываются не только географические, но и социально-экономические факторы, инвестиционная привлекательность будущих объектов. Учитывая значительный инвестиционный потенциал программы - около 4,5 млрд. долларов, - экономические интересы города в получении максимальной отдачи от реализации программы "Новое кольцо Москвы" абсолютно понятны и обоснованны.
Не стоит забывать и о социальной составляющей "Нового кольца Москвы". Программа помогает решать одну из самых острых проблем столицы, связанную со сносом ветхого пятиэтажного жилищного фонда периода строительства 1950 - 1960 годов путем комплексной реконструкции срединного и периферийного пояса города и создания в нем системы новых общественных центров без привлечения бюджетных средств города. На вырученные от инвесторов программы средства город строит жилье для очередников, решает вопросы развития инженерной инфраструктуры Москвы.
"Эдельвейс" - первый высотный дом в рамках программы "Новое кольцо Москвы" - на Давыдковской улице уже сдан в эксплуатацию. Комплекс возводился с использованием последних строительных разработок. Его высота 165 метров. Это настоящий многофункциональный комплекс с современным набором социальной и бытовой инфраструктуры, удовлетворяющей самым высоким требованиям.
В настоящее время ведется строительство второго небоскреба из этой серии - "Вертикали" на Ленинском проспекте. Комплекс "Вертикаль" совсем не похож на "сталинские высотки" - его архитектурные черты в полной мере современны. Еще один объект возводится на проспекте Маршала Жукова.
Уже вышли распоряжения столичного правительства о строительстве еще двенадцати высотных комплексов, в частности на Профсоюзной улице, Новоясеневском проспекте. Дмитровском шоссе.
Строить высотные дома гораздо труднее, чем типовые многоэтажки. Подъемные краны должны работать на высоте более двухсот метров. Для возведения башен используются совершенно особые строительные материалы. Наиболее сложным считается сооружение фундамента для подобных зданий. В этом смысле тому же Нью-Йорку, который расположен на гранитной плите, повезло гораздо больше. В Москве перед началом каждого строительства проводятся серьезные геологические исследования. В зданиях используются новейшие разработки в области предупреждения и тушения пожаров. Каркасы домов строятся из железобетона, а не металла, что дает им дополнительную устойчивость и прочность.
Известно, что до сих пор строительство высотных объектов в Москве и России велось в условиях отсутствия нормативной базы - соответствующих строительных норм и правил (СНиПОВ) по проектированию, строительству и эксплуатации высотных зданий. Строителям приходилось перестраховываться, учитывать все мелочи и идти на любые расходы для обеспечения надежности возводимых конструкций. Главный расчет делался на то, что и после утверждения этих норм к концу этого года все здания будут им отвечать, даже с запасом требований.
Теперь отрасль приближается к получению правовой основы: совместным решением правительства Москвы и Госстроя РФ была начата полноценная работа по формированию нормативной базы высотного строительства, утвержден перечень необходимых СНиПов. Работу поручено завершить в 2004 году.
Учитывается и огромный зарубежный опыт возведения небоскребов, в частности опыт и знания американских проектировщикбв и строителей. Ряд встреч руководства Москвы и Госстроя России с американскими коллегами показал, насколько важен обмен мнениями, технологиями, использование наработок в строительной отрасли для успешной реализации столь масштабных проектов. В настоящий момент первая рабочая группа с участием специалистов Госстроя, московского правительства, представителей ОАО "Новое кольцо Москвы", иных организаций находится в США для изучения богатого опыта американских строителей.
Программе "Новое кольцо Москвы" не случайно присвоен статус инвестиционной. Правила проведения конкурсов инвесторов в рамках программы утверждены московским правительством. Самый главный критерий - безопасность проекта. Среди прочих - экономическая эффективность, необходимые финансовые ресурсы, сроки возведения объекта, а также наличие собственных строительных мощностей и положительного опыта работы.
Сейчас за право строительства новых высотных объектов готовы побороться несколько строительных корпораций. Интерес к проекту также проявляют одна из крупнейших строительных организаций Москвы "Моспромстрой" и южнокорейская строительная фирма "Лотте Констракшн". Есть уверенность, что уже а недалеком будущем столица сможет похвастаться новым кольцом из высотных домов. Но главной задачей программы, как неоднократно отмечал Ю.М. Лужков, является социально-экономическое развитие города при условии обеспечения безопасности и долговечности высотных зданий.
Юрий Дрогалин Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU