Госдума вывела "формулу" распределения средств между регионами на решение проблемы ветхого жилья. Она зафиксирована в законе "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", уже принятом Федеральным Собранием.
Сегодня в стране 3,2 процента жилого фонда признано ветхим. Некоторые дома не ремонтировались по 40-50 лет. В этом году фонд должен получить из бюджета страны 10 миллиардов рублей.
А всего в течение пяти лет будет выделено 250 миллиардов рублей. На эти деньги планируется переселить людей из аварийного жилья и провести капитальный ремонт тех домов, которые еще можно отремонтировать.
О том, как будут распределяться деньги и на что могут рассчитывать малоимущие граждане, корреспонденту "РГ" рассказал один из авторов закона, депутат Госдумы Владимир Смоленский.
Российская газета | Владимир Иванович, объясните так, чтобы всем было понятно, сколько все-таки денег получат регионы.
Владимир Смоленский | Для начала я хотел бы процитировать документ: "Лимит для соответствующего субъекта Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств фонда и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта (по данным на 1 января 2007 года) на общую площадь жилищного фонда страны, но не может быть более 8 миллиардов и менее 500 миллионов рублей".
А теперь поясню, как это будет выглядеть на деле. Сегодня жилищный фонд России составляет почти 3 миллиарда квадратных метров. Из них 70 процентов уже находится в частной собственности. Значит, сумма, выделяемая из средств фонда конкретному региону, будет вычисляться по формуле: количество жилого фонда региона делится на 3 миллиарда. Результат умножаем на общую сумму средств фонда. И получаем ту сумму, которая будет перечислена на переселение и капитальный ремонт.
РГ | Но в одних регионах ветхое жилье от общего фонда может составлять 20 процентов, а в других - 90 процентов. Не поверхностна ли ваша "формула"?
Смоленский | Можно еще глубже копнуть: стоимость жилья тоже везде разная. Где-то дороже, где-то дешевле. И как найти тот универсальный способ, чтобы и волки были сыты, и овцы целы?
Если мы будем учитывать только ветхий и аварийный фонд, на это, во-первых, уйдет уйма времени. Во-вторых, мы можем столкнуться со всякого рода приписками. Поэтому мы отработали расчет лимитов, может быть, не для всех приемлемый, но тем не менее для всех одинаковый. В этом, наверное, его главное достоинство.
РГ | Насколько известно, деньги будут выделяться в пропорциях: сколько может дать регион, столько же дает и фонд. Например, Москва закладывает на капремонт и переселение своих аварийных домов 40 миллиардов рублей. При этом есть регионы, которые полностью дотационные. Получается, что тогда регион получит по минимуму, даже несмотря на то, что он действительно может нуждаться в средствах фонда?
Смоленский | Обеспеченной Москве, возможно, вообще не стоит помогать. То же самое в Санкт-Петербурге и других крупных городах. Да, есть регионы полностью дотационные. Но нельзя говорить, что мы их бросаем. Дотационные субъекты сегодня финансируются и из других источников. Есть Фонд поддержки регионов. И на этот фонд выделены очень приличные средства.
Не надо строить иллюзий: за 250 миллиардов рублей мы всех проблем ЖКХ не решим. Министерство регионального развития называет необходимую сумму - 12,5 триллиона рублей. Это два с половиной бюджета страны. Где найти сразу столько денег? С помощью средств Фонда содействия реформированию ЖКХ мы можем только запустить механизм жилищно-коммунальной реформы, подвигнуть муниципальные образования проникнуться этой проблемой, грамотно и правильно ее оценить. А потом уже все пойдет само по себе.
РГ | Распределение регионального лимита обременено определенными условиями. Например, собственнику жилья нужно заплатить 5, 10, 20 процентов от стоимости капитального ремонта. От чего будет зависеть величина этого процента?
Смоленский | От возможностей местных и региональных бюджетов, от возможностей жильцов. Сейчас готовится постановление правительства, которое предусматривает перечисление на счета граждан субсидии на софинансирование капремонта жилья. То есть за тех, кто признан малоимущим, заплатит государство.
РГ | Полностью или часть?
Смоленский | Все зависит от того, сколько человек может заплатить сам.
РГ | Одним из условий получения денег является также и создание Товарищества собственников жилья.
Смоленский | Одна из поправок в законопроект как раз была направлена на то, чтобы выделять деньги только тем организационно-правовым структурам, которые имеют контроль над использованием средств фонда. К таким формам может относиться ТСЖ или управляющая компания, выбранная жильцами.
РГ | При этом с органов власти не снимается обязанность по проведению капитального ремонта в остальных домах. И получается, что жильцы одних домов должны будут заплатить за капремонт свои деньги, а другим его сделают бесплатно.
Смоленский | Давайте смотреть реально на вещи: да, кому-то повезет, и ему сделают капитальный ремонт за счет государства, кто-то примет участие в софинансировании, а кто-то получит субсидию. Дифференцированный подход будет во всем.
РГ | Получается, от граждан ничего не зависит. Решение по каждому дому принимает муниципалитет?
Смоленский | Не совсем так. Если граждане организовали Товарищество собственников жилья, то они являются юридическим лицом. Это дает им массу плюсов. Они могут выйти с инициативой, оформить заявку на капремонт и так далее. Если жильцы доверили свое будущее управляющей компании, одним из условий договора с ней может быть представление интересов дома в органах местного самоуправления, в том числе и для того, чтобы получить средства на капремонт.
РГ | А кто будет следить за тем, как расходуются деньги? На федеральном уровне это наблюдательный совет, а на региональном и муниципальном?
Смоленский | Фонд будет перечислять деньги субъекту, регион - муниципальному образованию, а те в свою очередь на расчетные счета ТСЖ или управляющих компаний. А окончательный контроль будут осуществлять заинтересованные в капремонте собственники жилья.
РГ | Вы считаете, что наши граждане уже достаточно созрели для этого? Ведь мало создать ТСЖ, нужно уметь им грамотно управлять.
Смоленский | Сейчас отрабатывается механизм создания жилищных инспекций, которые будут пропагандировать создание Товариществ собственников жилья, вести просветительскую деятельность среди населения. Плюс будет предусмотрена финансовая поддержка по созданию и регистрации ТСЖ. Выделяться средства на учебу руководителей ТСЖ.
РГ | А будет ли та же инспекция контролировать муниципальные власти? Не секрет, что сегодня органы местного самоуправления часто сознательно препятствуют образованию ТСЖ.
Смоленский | Инспекции будут открываться на уровне регионов. Именно для того, чтобы контролировать муниципалитеты.
РГ | От чиновников на местах приходилось слышать мнение, что те требования, которые сформулированы в законе, немного оторваны от жизни. Мало кто сможет воспользоваться деньгами фонда.
Смоленский | Я с этим не согласен. Надо всем понимать, что каким бы совершенным ни казался нам закон в теории, практика применения является самым главным тестом. Здесь расписан порядок выделения средств. Если деньги будут не до конца расходоваться, предусмотрен механизм размещения их в ценных бумагах. Это позволит получить дополнительные доходы, и в будущем сумма помощи будет больше.
Нина Егоршева Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU