На заседании Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города обсуждались экспериментально-пилотный проект по комплексной застройке территории в СевероВосточном административном округе, предложения по размещению культурно-делового центра «Хрустальный остров» в восточной части Нагатинской поймы, концепция комплексной реконструкции транспортно-пересадочного узла «Выхино», проект планировки участков природно-исторического парка «Москворецкий», проект первоочередного участка скоростной транспортной системы вдоль шоссе Энтузиастов и предпроектное предложение по строительству торгово-административного здания на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садовой-Спасской улиц
ЛЭП уйдут под землю
Сегодня в городе немало территорий, которые заняты линиями электропередач. По мнению председателя московского Комитета по архитектуре и градостроительству, главного архитектора города Александра Кузьмина, этот режим использования столичной земли крайне нерационален. Одна из таких территорий расположена между Биби-ревым, Отрадным и Мед-ведковым. На западе она ограничена Алтуфьевским шоссе и промзонами, на северо-западе - Бибиревс-кой ул., жилой застройкой вдоль улиц Плещеева и Корнейчука, на севере - Московской кольцевой автомобильной дорогой, на юго-востоке - Полярным проездом, группой промпредп-риятий промзоны ? 51 «Медведково», полосой отвода железнодорожной ветки и Высоковольтным проездом.
Площадь ее составляет 183 гектара.
Сейчас там привольно раскинулись открытые электроподстанции и линии электропередач. Все это хозяйство решено убрать под землю. На освобожденных участках будут построены три района со всей необходимой инфраструктурой. Помимо жилых домов здесь возведут школы, поликлинику и многоуровневые гаражи. Более трети территории планируется отвести под озеленение.
Общая площадь застройки составляет 1 миллион 883 тысячи квадратных метров. 954,8 тыс. кв. м из них - жилье, 235,6 тыс. кв. м - встроенные помещения и офисы. Высота зданий - от 31 до 35 этажей. Жить в новом районе будут более 19 тыс. человек.
По словам Александра Кузьмина, для того, чтобы провести весь намеченный комплекс работ по реорганизации и застройке этой территории, необходимо построить коллектор диаметром 5 метров. В него и будут уложены существующие линии электропередачи. При этом еще останется резерв для прокладки дополнительных ЛЭП. Обслуживать их будет электроподстанция закрытого типа. Как пообещал Александр Кузьмин, никакой «зоны вредности» вокруг нее не будет.
Помимо ЛЭП и электроподстанций в зону застройки попадают гаражи на 9 тысяч мест. Вместо них решено возвести многоуровневые автостоянки на 9,7 тыс. мест. Общая площадь подземных гаражей и гостевых стоянок составит 13,6 тыс. мест.
Символ века
Предложения по размещению культурно-делового центра «Хрустальный остров» в восточной части Нагатинской поймы между проспектом Андропова и Москвой-рекой разработаны известным архитектором Норманом Фостером. Это гигантское вантовое сооружение с широкой базой в виде перевернутого цветка с 12 лепестками, плавно переходящее в шпиль.
Высота широкой и застекленной части «шатра» -около 150 метров, металлической конструкции шпиля
- 300 м. Внутри будут применены вантовые конструкции. Помимо сложных инженерных приемов в «Хрустальном острове» будут активно использоваться ресурсы природной среды. Оно будет иметь впечатляющую схему циркуляции тепла, света и воздуха. В здании будут использоваться солнечный свет, естественная вентиляция и кислород от зимних садов.
Общая площадь территории, на которой разместится «Хрустальный дворец»,
- 90 гектаров. 43 га из них займет общественная, 53 га
- парковая зона. Площадь основания шатра - 243 квадратных метра. Суммарная площадь застройки составит около 2,7 миллиона квадратных метров. В состав центра войдут гостиницы, тор-гово-развлекательный комплекс, бизнес-центр и офисы, спортивно-оздоровительный центр, а также подземная парковка на 16,5 тысячи мест.
По периметру расположенной в центре здания арены разместятся гостиницы общей площадью около 500 квадратных метров. Выше, в «стеклянных сотах», на шести ярусах по 3 -4 этажа в каждом - помещения культурного назначения, офисы и магазины. Целый этаж займут выставочные залы. Больше половины общей площади сооружения занимает подземная автостоянка. На нее отведены 1400 кв. м, тогда как все, что над землей, займет не более 1100 кв. м.
Для того чтобы центр мог нормально функционировать, необходимо существенно изменить транспортную инфраструктуру. В частности, напротив комплекса между ст. м. «Автозаводская» и «Коломенская» планируется построить еще одну станцию метрополитена. А Третье и Четвертое транспортные кольца свяжет новая автомагистраль, которая пройдет вдоль Москвы-реки.
Девелопер проекта -Московская девелоперская компания во главе с Шалвой Чигиринским - оценивает необходимые инвестиции в 3 миллиарда долларов.
Реакция Юрия Лужкова на проект Фостера была позитивной. По его словам, проект не в пример лучше «плосколобых прямоугольников многих современных архитекторов». Мэр назвал его инновацией, которая может стать «если не символом города, то символом архитектуры ХХI века». Вместе с тем он рекомендовал «подсобрать» основу и подумать над шпилем, который не должен накладываться на исторические доминанты, а также проверить на проходимость транспортные артерии.
Тусовки в «Выхине» не будет
Транспортно-переса-дочный узел «Выхино» ожидает масштабная реконструкция. На его базе планируется создать многофункциональный комплекс по обслуживанию пассажиров. Основное здание терминала будет одноэтажным. Его разместят над платформами метрополитена и железной дороги. С ними терминал свяжет система эскалаторов и лифтов.
На свободных площадях основного здания предполагается разместить предприятия торговли и общественного питания. Общая площадь узла составит 112 тысяч квадратных метров. Пешеходные галереи и подземные переходы займут 25 тыс. кв. м. При этом, как отметил Александр Кузьмин, «важно учесть, чтобы внутренние составляющие были расположены так, чтобы узел не стал «тусовочным».
Вешняки и Ташкентскую улицу свяжет эстакада. На Рязанский проспект можно будет попасть через тоннель, на МКАД - через Красноказанецкий тоннель. При этом на Кольцевой планируется соорудить развязку. От нее начнется новая магистраль на Ногинск.
Площадку для общественного транспорта планируется организовать на улице Хлобыстова. Не забыли и о парковках. Одна из них разместится на Косинской ул. напротив ярмарочного комплекса «Вешняки». Ее надземная часть рассчитана на 2,4 тысячи мест, подземная на 400 мест. Вторая стоянка - на ул. Хлобыстова - будет перехватывающей. Ее проектная вместимость -1 тыс. автомобилей.
Примечательно, что сам транспортно-пересадочный узел планируется возвести за счет средств частного инвестора. Однако строительство нескольких дорог, связывающих ТПУ с уже существующей транспортной системой, придется финансировать из городского бюджета.
Гостинице в парке не место
Проект планировки участков особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий», прилегающих к району Крылатское и Москве-реке, разработан специалистами Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы. В нем предполагается максимально освободить зеленую зону и создать в ней полноценную рекреационную зону со спортивными сооружениями. Вместо площадки для картинга будут построены небольшой стадион для хоккея на траве и маленькая гостиница для спортсменов. Рядом разместится центр игровых видов спорта. Над очистными сооружениями предполагается сделать автостоянку. Она будет наполовину утоплена в землю и выглядеть как зеленый холм. Существующие сейчас горнолыжные склоны решено сохранить. В целом проект был одобрен. Вместе с тем мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что гостинице в парке не место. Строиться здесь будут только объекты спортивного назначения.
На эстакаду!
Экспериментальная линия скоростного трамвая пройдет по территории Восточного административного округа вдоль шоссе Энтузиастов. Она соединит Ивановское с Рогожской Заставой. «Как решающее транспортную проблему по довольно крупному району Ивановское это предложение должно быть принято», - поддержал проект Юрий Лужков. По его словам, «сама трасса полезна, и ни у кого не возникает сомнений, что ею будут пользоваться».
Общая протяженность линии составит 11 километров. Среднее расстояние между остановками - 1,25 километра. Дорога от Ивановского до Рогожской Заставы займет 25 минут. Пропускная способность линии составит 48 - 56 млн. пассажиров в год. На ней предполагается разместить десять остановочных пунктов. С трех из них можно будет попасть на станции метро.
Также планируется строительство линии скоростного трамвая вдоль магистрали «Северная рокада»: от станции метро «Новогиреево» в Новокосино и Косино-Ухтомский и далее -вдоль Волгоградского проспекта в центральные районы города.
Юрий Лужков одобрил проект, но подчеркнул, что при строительстве необходимо сохранить деревья и размещать линию преимущественно на эстакадах.
Центр должен быть жилым
Последним на заседании обсуждалось предпроектное предложение по строительству торгово-административного здания на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садовой-Спасской. Проектировщики предлагают возвести там шестиэтажный прямоугольник, вытянутый вдоль проспекта. Площади планировалось отдать под торгово-административные помещения.
Предложение было отклонено. Речь об освоении этого пятна застройки идет уже давно. И, как сказал Юрий Лужков, «давно уже его надо построить, а мы все обсуждаем».
Мэр остановил доклад, заявив, что «в центре больше не должно быть офисов, тем более таких объемов». Заказчик сразу предложил сделать здесь паркинг, однако и это предложение не прошло. Решено, что на этом месте могут быть построены гостиница или жилой дом. Но обязательно небольшие.
Дмитрий Павлов Тверская, 13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU