Механизм распоряжения огромными суммами, которые государство намерено вложить в реформу ЖКХ, рассмотрит сегодня Госдума. Речь идет о 250 млрд руб., которые предложил выделить на капремонт жилого фонда и переселение россиян из ветхого жилья Владимир Путин в своем апрельском послании Федеральному Собранию. Законопроект «О фонде содействия реформированию ЖКХ», который за прошедший месяц был подготовлен чуткими к президентским пожеланиям единороссами, очевидно, будет принят еще в весеннюю сессию. По крайней мере именно к этому депутатов призвал и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, пояснивший, что работу по освоению средств надо начать во втором полугодии. Правда, он заранее предупредил, что «деньги должны идти в качестве сопровождения модернизации ЖКХ, а не на то, чтобы латать дыры».
Так или иначе, а освоением миллиардов займется фонд содействия реформированию ЖКХ, который согласно законопроекту должен быть создан в форме новой госкорпорации. Органами управления фонда станут наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Предполагается, что в руководство новой структуры войдут представители от президента, правительства, Совета Федерации, Общественной палаты и регионов. В функции же фонда входит «рассмотрение представленных субъектами РФ заявок на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда», а также «осуществление софинансирования реализации заявок». Проще говоря, определение, кому и сколько можно будет взять у федерального центра на решение накопившихся в сфере ЖКХ проблем.
До сих пор «недоремонт» -- невыполненные обязательства государства по капремонту жилья -- тормозил и реформу ЖКХ в целом, и создание товариществ собственников жилья в частности. У регионов просто физически не было средств, чтобы капитально отремонтировать около 3 млрд квадратных метров, которые, по данным Минрегиона, имеют износ до 70%, причем 500 млн из них не ремонтировались 40--50 лет. Теперь предполагается, что «соучастником» общероссийского «капремонта» станет государство, после чего начнется массовая смена собственников домов, и муниципалитеты смогут сократить ряд расходных статей. Достичь этих глобальных целей власти надеются до 1 января 2012 года -- именно этот день должен стать последним для госкорпорации. «Сроки, прямо скажем, сжатые, но опыт некоторых стран СНГ говорит о том, что в принципе за пятилетку мы вполне можем с этой задачей справиться», -- считает Дмитрий Медведев.
Один из авторов законопроекта -- председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум убежден, что серьезных противников у законопроекта на сегодняшнем слушании не будет, документ требует уточнений. «Мы сами заинтересованы в том, чтобы доработать этот закон: там есть вопросы, которые требуют уточнения, -- и критерии выделения средств, и пропорции, формулы, по которым будут выделяться средства, -- признался он корреспонденту «Времени новостей». -- И здесь, думаю, оппозиция будет работать вместе с нами».
Сам же принцип, положенный в основу законопроекта, г-н Шаккум назвал «своего рода революцией по сравнению с тем, что в области ЖКХ делалось до этого: и по объему выделяемых государством средств, и по задачам, которые ставятся». «Это повышает на порядок участие государства в решении проблем коммунального хозяйства», -- убежден депутат. Правда, он не рискнул дать гарантий, что только за счет этого закона «мы сумеем отремонтировать все дома». «Если говорить об аварийном жилье, то почти хватает, а если говорить о капремонте, то средств для решения всей проблемы, на мой взгляд, недостаточно, -- уточнил Мартин Шаккум. -- К 2012 году, наверное, возникнут и новые проблемы. Но мы рассчитываем на софинансирование со стороны регионов, рассчитываем, что будут найдены новые механизмы, может быть, выделены дополнительные средства».
Примечательно, что средств уже стало меньше -- в процессе оформления слов президента в законопроект «потерялось» 10 млрд. Во всяком случае сегодня «имущественный взнос» государства в фонд содействия реформированию ЖКХ обозначен суммой 240 млрд руб. И, собственно, на этот факт уже обратили внимание представители оппозиции. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» независимый депутат Госдумы Галина Хованская отметила эту, по ее словам, «пикантную деталь».
Впрочем, «усушка» средств еще не созданного фонда не главная проблема законопроекта. По мнению г-жи Хованской, «условия, при которых будут предоставлять финансовую поддержку субъектам федерации, таковы, что ни один регион не сможет ими воспользоваться». «В законе приводится 12 обязательных позиций, -- пояснила депутат. -- Например, наличие большого процента коммерческих структур в сфере ЖКС: не менее 50%, а если заявки будут подаваться до 1 января 2009 года, то не меньше 80% как в коммунальной сфере, так и в сфере управления жилищным фондом, его содержания и эксплуатации. Это убойные требования. Еще одно практически невыполнимое требование -- полная ликвидация дотаций из бюджета. Москва по этому пункту сразу «горит», потому что предприятия по управлению и содержанию жилья в столице дотируются очень прилично». В качестве негативного момента отметила Галина Хованская и тот факт, что согласно законопроекту долю средств региональных бюджетов, выделяемую на софинансирование, будет определять Минфин.
Все это грозит превратить расходование средств фонда в то самое «латание дыр», о котором упоминал Дмитрий Медведев. При этом чтобы создать видимость продвижения реформы, перед властями регионов будут ставиться еще и требования жестко добиваться улучшения количественных показателей по товариществам собственников жилья (ТСЖ). «Получение финансовой помощи в законопроекте обусловливается наличием в регионе ТСЖ -- не менее 10% собственников. А в случае подачи заявки позже 1 января 2009 года -- аж 30%. То есть у нас намечается настоящая коллективизация, хотя на самом деле свою часть пути для того, чтобы граждане активно группировались в ТСЖ, власть еще не прошла», -- отметила Галина Хованская.
Ирина Белашева Время новостей
Статья о недвижимости получена: IRN.RU