На улице Дмитрия Ульянова планируют построить жилой комплекс в форме пирамиды. Это будет достойный экспонат в галерее московских новостроек, наряду с похожим на яйцо Фаберже домом по улице Машкова, «башенками из кубиков» (жилой комплекс в Коробейниковом переулке) и прочими «парусами» и «коронами». В столице появляется все больше неповторимых домов. Но сколько бы их ни строилось, их будут называть «нетиповыми» и относить к достопримечательностям.
Имидж – все?
Необычные дома строятся и реализуются по законам рекламы: продается не товар, а его имидж, который должен быть привлекательнее, чем у конкурентов. Понятно, что позволить себе выбирать «упаковку» для своей квартиры может только элита. «Красивый, неповторимый дом считается залогом благополучия его владельца, – говорит профессор МАРХИ, заведующий кафедрой архитектуры жилых зданий Андрей Некрасов. – Так было и в начале пятидесятых годов, когда в новых сталинских высотках стремились поселиться политики, актеры, знаменитые летчики». Собственная квартира в необычном доме – претензия на высокий статус, как уникальный автомобиль или именные бриллианты. Причем статус не только жителей, но и застройщиков: дома запоминаются, компания формирует свой собственный имидж.
Игра не по правилам
Однако строительные корпорации не отвечают однозначно на вопрос, стоит ли игра свеч. Дома потому и нетиповые, что для их строительства не прописаны нормы и правила. Каждый индивидуальный проект рассматривается в московском правительстве отдельно, что требует времени и хлопот. Кроме того, «проектирование необычных домов – это вечный конфликт между архитектором и застройщиком, – рассказывает пиар-менеджер компании «ДОН-Строй» Екатерина Куканова. – Первый хочет самовыразиться, а второй стремится сэкономить». По данным пресс-службы компании, на разработку индивидуальных проектов уходит порядка 5% от себестоимости строительства, а если приглашается известный архитектор – еще больше. Комплектующие для необычных сооружений делаются на обычных заводах, поэтому, чтобы построить оригинальный с виду дом, нужно как минимум переоснастить детали и формы. А еще – разработать энергосберегающие технологии. Или попросить помощи у европейских специалистов в этой области, потому что в России таковых не хватает. Так, по словам генерального директора ЦНИИЭП жилища Станислава Николаева, еще два года назад в Московском государственном строительном университете не было даже аэродинамической трубы, чтобы студенты-инженеры могли понять законы расчета высотных зданий и проблемы их строительства. А ведь многие нетиповые дома в Москве – именно высотки!
Вечное исключение
Очевидно, что дома необычного вида не станут обычным явлением для Москвы, хотя бы в силу своей дороговизны как для продавцов, так и для покупателей. Прослойка людей, склонных обращать внимание на «упаковку», незначительна. «Для массовых клиентов важна в первую очередь не архитектура здания, а безопасность, внутренняя инфраструктура и придомовая территория», – говорит Ирина Егорова, директор по маркетингу агентства элитной недвижимости Hermitage-Realty. Риелторы приводят много примеров того, как красивые и удобно расположенные, но дорогие и «сомнительные» внутри дома продаются по несколько лет.
Мировой опыт
Однако на вопрос можно посмотреть под другим углом – с точки зрения архитектурной ценности. Ведь вполне возможно, что некоторые уникальные новостройки Москвы встанут в один ряд со знаменитыми зданиями мира, краткий обзор которых мы предлагаем вашему вниманию.
Дом Шредер в Утрехте. Жилой дом некой Трюсс Шредер, вдовы голландского адвоката. Архитектор Геррит Ритвельд. Дом построен в 1924 году, в 2000 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Представляет собой нечто среднее между простым детским конструктором и сложным сверхсовременным «умным домом»: вся мебель там – трансформер (складывается и раскладывается), двери комнат открываются при помощи механических рычагов и кнопок. Сейчас это дом-музей.
«Дом-губная помада» в Нью-Йорке (Lipstick Building). Офисное здание. Как оно выглядит – понятно из названия. Построено в 1986 году архитекторами Джоном Бурджи и Филиппом Джонсоном.
Дом Яна Сонки в Блантайре. Жилой дом голландского архитектора в Блантайре – экономической столице Малави (Африка). Построен в 2006 году. Он выглядит как футбольный мяч (автор идеи, разумеется, хозяин). Внутри дом самый обыкновенный, а вот с вертолета смотрится зрелищно.
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Музей живописи, имеет самую большую в мире коллекцию картин Кандинского. Выделяется среди нью-йоркских небоскребов формой спирали (или перевернутой раковины улитки). Построен в 1959 году. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.
Дом в форме пасхального яйца Фаберже в Москве. Строительство этого жилого комплекса закончилось в 2002 году. Архитекторы: Сергей Ткаченко, Сергей Ануфриев, Владимир Бельский, Светлана Белянина, Илья Вознесенский, Олег Дубровский, Алексей Кононенко, Михаил Лейкин, Галина Николашина, Вера Чулкова. Здание представляет собой четырехэтажные апартаменты с лифтом. Дом оригинален не только снаружи, но и внутри: его потолок под куполом расписан сюжетами на религиозные темы.
Алена Рябова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU