29 ноября в ответ на законодательную инициативу столичных депутатов Государственная Дума одобрила в первом чтении важные поправки в закон о введении Жилищного кодекса. Они предусматривают вторичное продление срока выбора управления многоквартирными домами до 1 января 2008 года. В Мосгордуме и правительстве Москвы считают, что жители пока не готовы сделать осознанный выбор. Из почти 30 тысяч жилых домов выбор управляющей компании осуществила только пятая часть домовладельцев. Да и те, кто проголосовал, нередко отмечают, что так и не имеют ясности по ряду важных вопросов.
С этой проблемы начал разговор в студии мэр Москвы Юрий Лужков.
Корреспондент: Независимый депутат Государственной Думы Галина Хованская считает, что отсрочка нужна не столько гражданам, сколько властям. Им потребуется решить комплекс сложных проблем. Часть из них сразу выявилась в ходе эксперимента, который согласно постановлению правительства Москвы проходит в семи домах района Тропарево-Никулино. Там, несмотря на поквартирный обход жителей с образцами договоров кворум, дающий право принимать решение, удалось собрать всего в 6 домах из 13. И это несмотря на то, что управляющая компания по доброй воле, не дожидаясь собраний, за свой счет повсеместно укрыла тепловые контуры зданий, сделала новые отмостки, выложила дорожку к детской площадке.
По расчетам компании размер конкурсных лотов, определенных правительством Москвы для управляющих компаний не более 100 тысяч квадратных метров площади, слишком мал. Он не позволит работать рентабельно, не повышая расценок. О глубине и масштабе других проблем говорит их простое перечисление.
Отсутствует порядок компенсации инвестиционных затрат при смене управляющих организаций, различна величина тарифов, которые устанавливают поставщики ресурсов управляющим организациям, нет инструкции по предоставлению управляющим организациям бюджетных средств на содержание и ремонт общего имущества.
Несмотря на эти пробелы уже в день принятия поправок Госдума и Федеральная антимонопольная служба заявили решительный протест. По словам начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости и локальных монополий Михаила Евраева, перенос даты не только усугубит сложившуюся ситуацию, но и приведет к тому, что реформа в жилищной сфере будет отложена. Главная схватка между противниками и сторонниками отсрочки развернется при втором чтении поправок.
Юрий Лужков: Неправильно то, что в соответствии с Жилищным кодексом к 1 января 2007 года все товарищества собственников жилья должны быть созданы. Почему мы загоняем свободных людей, которые хотят осмысленно решать вопросы формирования ТСЖ, в ложе обязательного решения к какому-то обязательному сроку? Я за товарищества, это наша стратегия, но говорить о том, чтобы всех затолкать в товарищества собственников жилья, и понимающих, и не понимающих, что это такое, неправильно. Первый и самый главный принцип в этом вопросе такой: если людям непонятно, как поступать в данной ситуации, нужно дать время им разобраться, чтобы не сделать ошибку. Товарищества собственников жилья очень необходимая вещь. Мы настояли, чтобы нам дали возможность подойти к вопросу их создания спокойно. Сейчас в Москве меньше чем пятая часть населения создали товарищества. Но мы за то, чтобы их формировать.
Никогда не будет так, чтобы все субсидии, которые выделяет город, шли к управляющей компании. И нас не устраивает, что сегодня эти средства идут в ДЕЗ. Это очень плохой путь. У меня есть такая идея: субсидии сконцентрировать в ТСЖ. Потому что они, сложив свои деньги с теми субсидиями, которые город дает на жилье, будут ими распоряжаться и сами определять, кому, сколько и за что платить. Мы до сих пор не могли найти, кому вручить городские средства, чтобы ими распоряжались по-хозяйски.
Вопрос: Рынок управляющих компаний в городе пока не сформирован. Есть вероятность, что сюда придут непрофессионалы, которые не смогут качественно управлять жилым фондом. А могут прийти и фирмы-однодневки, которые нагреют, как говорится, свои руки и исчезнут. Но в Москве есть много эксплуатирующих подрядных организаций, которые не первый год хорошо работают в этой сфере и могли бы предложить свои услуги. На ваш взгляд, эти подрядные организации сегодня являются потенциальными управляющими компаниями?
Юрий Лужков: Нам хочется иметь управляющие компании, которые бы работали четко, хорошо, качественно. Но сегодня такое управление не обеспечивается через ДЕЗ. Я расскажу о той схеме, которую предлагает правительство Москвы. Сейчас мы говорим: создали товарищества, ресурсы передадим им, и они заказывают работу ДЕЗ. Если они нормально выполняют работу, и она устраивает товарищество, пусть работают. Если не справляются, то ТСЖ отказываются от услуг ДЕЗ, объявляется конкурс на то, чтобы найти лучшую управляющую компанию. Мы 38 миллиардов рублей из городского бюджета направляем на субсидирование эксплуатации и поддержания в хорошем состоянии жилья. Если мы их направим товариществам, то ДЕЗ уже плохо работать не удастся - ТСЖ найдет новую компанию, а дирекции должны закрыться. К тому же ДЕЗ, преобразованные в открытые акционерные общества, будут обеспечивать услуги на конкурентных началах. Совершенно другая система. И мы к ней должны идти не быстрыми шагами, а постепенно, но не теряя время.
Теперь в отношении управляющих компаний. Вы помните, сколько мы проблем получили с обманутыми дольщиками. В городе 30 тысяч домов, почти 20 тысяч ТСЖ появятся, плюс множество ЖСК. И на все это нужно иметь 3 тысячи управляющих компаний. Не исключено, что среди них появятся аферисты. Поэтому мы должны исключить даже саму возможность на исходных позициях появления фирм, которые соберут деньги, а потом исчезнут. И обманутые люди пойдут в мэрию и скажут, вы не до конца продумали, как решить проблему. Чтобы такого не случилось, я внес такое предложение в Госдуму: давайте через систему страхования, систему банковских гарантий будем защищать товарищества собственников жилья от непорядочных управляющих компаний. И ни в коем случае не решать за товарищества, какую они должны выбрать управляющую компанию. На первый случай пусть ДЕЗ работают, мы их преобразуем.
Вопрос: Я ветеран труда и пользуюсь всеми льготами на коммунальные услуги и жилье. Если жильцы нашего дома не выберут управляющей компанией ДЕЗ, то сохранятся ли все эти льготы?
Юрий Лужков: Все льготы сохранятся и все субсидии тоже.
Корр.: С начала нынешнего года алкогольный рынок постоянно лихорадит. И тому есть причина. Именно в январе начали действовать поправки к закону о государственном регулировании в производстве и обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Предполагалось, что заслон поддельной водке поставит единая государственная автоматизированная информационная система учета алкоголя. Смене подлежали и акцизные марки. Как уверяли, это было сделано из самых добрых побуждений - прекратить травлю россиян контрафактной водкой, оградить любителей выпить от суррогата. На деле все произошло с точностью до наоборот. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Технически обеспеченная и необеспеченная новая автоматизированная система учета алкогольной продукции тут же дала сбой. Акцизные марки, как для отечественного, так и для зарубежного алкоголя запоздали. Результат: уже в январе большинство крупных российских ликероводочных заводов остановились. В то же время нелегальный сектор чувствовал себя прекрасно. На волне кризиса теневая продукция оказалась востребованной с удвоенной силой. По данным главы Счетной палаты Сергея Степашина, объем ее реализации только за первое полугодие 2006 года увеличился на 10 миллиардов рублей.
Пока из-за всех этих нововведений отрасль простаивала, нелегальные производители трудились, не покладая рук. И самое страшное, что алкогольный дефицит и рост цен обернулись переполненными больничными палатами. Залп отравления алкогольным суррогатом стал похож на вспышку эпидемии. Ведь о подобных последствиях многие эксперты предупреждали. Ведь Москва, как регион, еще на этапе обсуждения 102-го закона была не согласна с целым рядом его положений. Тем не менее, на федеральном уровне голос столицы услышан не был. Закон приняли. И Москве как законопослушному субъекту Федерации оставалось его исполнять. Тем не менее, город сделал все возможное, чтобы смягчить негативные последствия принятого закона. И Москве это удалось. Но все же контрафактного алкоголя и на столичных прилавках хватает. Ведь чехарда федеральных нововведений словно специально направлена против потребителей.
Недавно правительство назвало виновных в алкогольном кризисе. Тех или нет, неизвестно, тем более учитывая замечания Германа Грефа. Первый этап выполнен, наказаны невиновные, надо ждать второго этапа - награждения непричастных. Но гражданам не до всех этих чиновничьих баталий. Они ждут реального плана действий. А их, судя по всему, пока нет.
Юрий Лужков: После 1997 года мы ввели свои региональные марки, свой контроль. Мы создали склады, в которых организовали лаборатории контроля, которые каждую партию алкоголя проверяли. И работала система хорошо. Но это не понравилось тем, кто хотел бесконтрольности. И нашу систему разрушили. Мы возражали и против принятия в 2005 году 102-го закона. Но он был принят и ничего хорошего не сделал. Он снова оставил открытыми ворота для поставки в регионы фальсифицированной водки. В Москве попали в больницы с отравлениями около 4 тысяч человек, 137 погибли.
Московская городская Дума в первом чтении приняла закон, который определяет меры, которые необходимы, чтобы жизнь и здоровье человека спасти от фальсифицированной водки. Государство же до сих пор не приняло закона, который обеспечивал бы качество алкогольной продукции. А все наши меры признали несоответствующими федеральному законодательству, нам не позволяют принимать свои решения. Но мы все равно контроль за качеством алкогольной продукции осуществляем. В Москве гораздо в меньшей степени это безобразие проявляется.
Ведущий: Положение с лекарствами не изменится в связи с событиями вокруг фонда обязательного медицинского страхования?
Юрий Лужков: Положение с лекарствами во многом, конечно, зависит от работы фонда обязательного медицинского страхования. Этот фонд нам задолжал 2,3 миллиарда рублей. Что касается медикаментов, то мы будем стараться не снизить уровень лекарственного обеспечения. И, прежде всего за счет выделения резервных средств из городского бюджета. Потом мы их востребуем с этого фонда.
Вопрос: Как вы относитесь к тому, что сейчас собираются выпускать народную водку, более дешевую и качественную? Не сопьется ли наш народ?
Юрий Лужков: Я приглашаю заниматься спортом, другими ценностями жизни, а не радоваться оттого, что ты дурманишь алкоголем свою голову. Мы должны обеспечить людей в первую очередь качественной продукцией, обезопасить жизнь человека. Цена не должна быть запредельной, потому что если она запредельная, человек покупает суррогаты.
Владимир Стукалов Тверская, 13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU