Жить в многоэтажках всегда было неудобно, а сейчас еще и немодно. То лифт сломается, то мусоропровод засорится. Неслучайно малоэтажное строительство заняло 40 процентов от ввода жилья в последние годы. Да так и застыло на этой отметке. Дальнейшее движение вперед остановилось из-за ряда факторов, устранить которые призван готовящийся ко второму чтению закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросу малоэтажной жилищной застройки территорий".
Разумеется, многоэтажное строительство, в том числе высотное, останется. Тем не менее возведение небоскребов, связанное с так называемой точечной застройкой, дорого во всех отношениях. Требуются особо прочные материалы, специальные машины и механизмы, высочайшая квалификация изыскателей, проектировщиков, инженерных и рабочих кадров. Эксплуатация домов повышенной этажности обходится недешево, взять, к примеру, то же лифтовое хозяйство. Содержать квартиру в "элитном" комплексе, может быть, и престижно, но накладно. В реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" все больший упор делается на малоэтажную застройку. Не коттеджи для сверхимущих или дощатые садовые домики, а современную комплексную застройку со всеми инфраструктурными удобствами и архитектурным шармом.
- Действующий Жилищный кодекс ориентирован в основном на регламентацию отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах. При этом предусмотренные законом объединения граждан также ориентированы на осуществление деятельности, связанной со строительством многоквартирных домов, и управление ими. Кроме того, действующие жилищное, земельное и градостроительное законодательства в целом не учитывают особенности отношений, возникающих при реализации возможного осуществления объединениями граждан комплексного малоэтажного жилищного строительства, в полной мере не регламентируют такие отношения, в том числе возникающие по поводу общего имущества в малоэтажной застройке, не устанавливают формы таких объединений и особенности их деятельности, не предусматривают упрощенного предоставления земельных участков для их комплексного освоения путем малоэтажного строительства, а также не предусматривают формы возможной государственной поддержки таких объединений граждан, - поясняет заместитель министра регионального развития Юрий Тыртышев. - В частности, предусмотренный Земельным кодексом порядок предоставления участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по существу, неприемлем для товариществ индивидуальных застройщиков как в связи с высокими затратами уже на начальном этапе приобретения, так и невозможностью конкурировать на равных с коммерческими организациями-инвесторами. Отсутствие же форм государственной поддержки вообще сводит к нулю возможную гражданскую инициативу в решении "жилищного вопроса".
Совещание, проведенное на днях минрегионом, показало, что, несмотря на "свой взгляд", различные министерства, ведомства, руководители субъектов Федерации и муниципалитетов видят многочисленные преимущества, в том числе социальные, экологические и демографические, для всемерного продвижения малоэтажки.
Пока предполагается создание двух типов товариществ индивидуальных застройщиков - открытого и закрытого. Первый - для всех желающих. Второй - для очередников, нуждающихся в поддержке.
Государство, к примеру, возьмет на себя половину затрат на строительство дорог, инженерных коммуникаций, школ и прочую жизненно необходимую инфраструктуру. Муниципалитеты получат право либо за символическую цену, либо бесплатно передавать товариществам земельные участки. Это очень важно для обеспечения залога под банковские кредиты. Предполагаются и другие механизмы, делающие жилье более доступным, но не менее комфортным, чем в городской черте.
Но... Муниципалитеты зачастую не заинтересованы в росте численности "подопечных", которые платят подоходный по месту работы, а нагрузку на общественный транспорт, электросети, теплоснабжение, канализацию, экологию и т.д. и т.п. дают по месту жительства. В таком случае федеральный закон может определить возможность появления на базе товариществ новых муниципальных образований и дает право субъектам Федерации наделять их землей.
Но не везде банки примут в залог земельные участки товариществ. Им важна их привлекательность. Предполагается, что земельной ипотекой займется агентство ипотечного жилищного кредитования.
Другая опасность - преднамеренное банкротство ТИЗ или их саботаж по оплате коммунальных услуг. Возможность спекульнуть даровой землей исключается. Средства же, вложенные пайщиком, возвращаются полностью. У минэкономразвития, по словам его представителя, замечания по законопроекту едва уложились на десяти страницах. Свои соображения у Федеральной антимонопольной службы. Главное же, что законопроект движется и, если заработает в полную силу, уже к 2010 году поможет увеличить долю малоэтажного строительства до 50 процентов. В этом уверен депутат Госдумы Александр Коган, заверяющий от фракции "Единая Россия", что законопроект получит "зеленую улицу".
Как видим, есть основания полагать прирост жилья не только ввысь, но и вширь. Во всю силу.
Михаил Махлин Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU