Не риэлтером единым
Вообще-то универсальным средством от хлопот по поиску и приобретению квартиры считаются риэлтеры.
Но их услуги сегодня редко обходятся дешевле, чем в несколько тысяч долларов. И лишь немногие клиенты перед заключением договора с риэлтером подробно оговаривают, кто оплачивает, например, нотариальное удостоверение разнообразных доверенностей, юриста, составляющего договор, услуги контор, позволяющих быстро получить документы из ЕГРП или БТИ, ускоренную регистрацию. А ведь в итоге себестоимость процесса покупки или продажи квартиры может возрасти еще на сотни условных единиц.
Кроме того, нередко покупатель и продавец жилья находят друг друга и без помощи посредников. Сделка также может заключаться между родственниками или близкими знакомыми. В данном случае на первый план выходит проблема определения списка необходимых документов, правильного составления договора и его удостоверение Мосрегистрацией.
В принципе экономный и неленивый гражданин, располагающий свободным временем, с этой задачей способен справиться самостоятельно, ограничив свои расходы официальными сборами и в случае необходимости платой за услуги нотариуса. Однако на рынке работает масса посредников, которые готовы помочь тем, кто не желает стоять в очередях и общаться с неприветливыми клерками госучреждений. Кстати, их услугами пользуются и многие риэлтеры.
Ходоки по доверенности
Конторы, позволяющие вам не обивать пороги БТИ и ЕГРП, свои услуги широко не рекламируют. Информация передается по большей части изустно в риэлтерской среде, кое-что можно найти в интернете. Например, ООО "Юрконсалт Group" на своем сайте просит за сбор документов БТИ от 100 у. е., "Юролцентр" – 50 у. е. Однако в основном это сугубо частные объявления с указанием только телефона и имени для связи.
Между тем проще всего обратиться для решения этого вопроса в ОАО "Мосжилрегистрация" (МЖР, не путать с Мосрегистрацией, госучреждением, собственно регистрирующим сделки). Там совершенно официально для вас получат практически любую требуемую справку из БТИ за пять-семь дней. Стандартный комплект – экспликация и копия поэтажного плана – для квартиры площадью менее 100 кв. м стоит 600 руб. Самый дорогой – экспликация, копия поэтажного плана и справка по форме 11а (пять и более собственников квартиры) – 1500 руб. Удивляться тут нечему. МЖР, (100% акций ОАО принадлежит правительству Москвы) созданная для обеспечения вспомогательных функций в процессе регистрации, разработала специальную информационную систему автоматизации процесса подготовки документов для госрегистрации сделок и прав на имущество (САПОД). Запрос в БТИ МЖР посылает в электронном виде, а сейчас работает над возможностью и получения данных тем же путем.
Четкого прейскуранта на сбор документов из ЖЭКов, налоговой службы, прочих ведомств и жилищно-коммунальных организаций нет ни у кого из участников рынка – тут господствует договорная цена. Фирме "Центр права и защиты" за полное сопровождение сделки (сбор документов, получение согласия органов опеки и попечительства, запись к нотариусу, присутствие при сделке, регистрация) придется заплатить от 15 тыс. руб., только за сбор документов – от 9 тыс. руб. В МЖР по доверенности соберут справки за 4-9 тыс. руб.
Комфортабельный финиш
Последний этап в тяжелом пути продавца или покупателя жилья – составление договора, денежные расчеты и регистрация сделки. Как правило, к этому моменту у сторон развивается уже глубокая усталость и острое желание покончить со всем этим как можно скорее. Однако в заключительном аккорде сделки должны участвовать не только продавец и покупатель, но и юрист, который составит договор, нотариус, банк и Мосрегистрация. Поэтому неудивительно, что для облегчения этого процесса сформировалась отдельная услуга, которую оказывают центры оформления сделок.
После 2000 года, когда разрешено было заключение договоров в простой письменной форме (ППФ), таких центров в Москве появилось много. Их услугами пользуются не только граждане, которые сами готовят свои сделки, но и частнопрактикующие риэлтеры, а также небольшие риэлтерские фирмы. В наиболее прогрессивных конторах, обычно при отделениях банков, не выходя на улицу, клиент может за несколько часов оформить все необходимые документы, заложить деньги в депозитарные ячейки, расплатиться и наконец-то забыть о сделке. Через неделю или две (по желанию) нужно только зайти в тот же центр забрать документы.
Рынок этих услуг не только активно развивается, на нем уже появился крупный игрок, фактически монополист – ООО "Центр оформления сделок" (ЦОС).
Темная лошадка
У ООО ЦОС 13 отделений по Москве – 12 при банках (Московский индустриальный банк, Росбанк, Мегаватт-банк, Мосстройэкономбанк, "Первое ОВК", Инвестсбербанк) и в бизнес-центре "Даев Плаза". В них можно заключить сделку с недвижимостью как в ППФ, так и с нотариальным удостоверением, воспользоваться депозитарными ячейками (по спецтарифам для клиентов ЦОС), зарегистрировать ЖСК, договоры с воинскими сертификатами и жилищными субсидиями, провести титульное страхование сделки, страхование выписки и просто имущества. Там же оформляются договоры купли-продажи автомобиля и страхование машин. ЦОС выдает клиентам накопительные дисконтные карты, может заключить корпоративный договор с риэлтером на их "авансовую" выдачу. Юридическую поддержку центров осуществляет адвокатское бюро "Падва и партнеры".
При всем обширном и сугубо потребительском характере оказываемых услуг ООО ЦОС – крайне закрытая структура. После долгих переговоров исполнительный директор компании Татьяна Пак согласилась подтвердить "Ъ-Дому", что ЦОС – не брэнд, построенный по типу франчайзинга, а реальная фирма, работающая на рынке с 1999 года. "В филиалах работают наши собственные сотрудники, кроме нотариусов, конечно,– уточнила госпожа Пак.– А 'Падва и партнеры' – наше подразделение". В адвокатском бюро комментировать последнее утверждение отказались. Подробно же рассказать об ООО ЦОС, по словам госпожи Пак, могут только основатели компании. Но они за границей и в России появятся не раньше февраля 2005 года.
Ценовые дистанции
Впрочем, на пятки таинственному ООО ЦОС уже начинают наступать другие участники рынка. В середине мая свой первый и пока единственный Центр оформления сделок при банке "Ресурс-Траст" открыла корпорация "БЕСТ-Недвижимость". Он предоставляет примерно тот же спектр услуг, что и ООО ЦОС.
В отделении ООО ЦОС оформление договора ППФ, нотариальное заверение необходимых документов (например, доверенности на представление интересов или перевод телефона) и регистрация в течение 14 дней обойдется клиенту в целом в 5-5,5 тыс. руб. Если свидетельство о собственности хочется получить через неделю – 10-11 тыс. руб. В центре "БЕСТ-Недвижимости" цены точно такие же. Принципиально дешевле аналогичные услуги у МЖР – договор ППФ с проверкой пакета документов и регистрацией за семь дней стоит всего около 3 тыс. руб. Однако офисы нотариусов есть далеко не во всех отделениях компании, а банков при них и вовсе нет.
Зато сравнив тарифы любого ЦОСа с предложениями офиса "Инком-Недвижимости" во Фроловом переулке (единственный филиал этой компании, который способен предоставить и оформление договора, и нотариуса, и депозитарные ячейки банка, и регистрацию), клиент приятно удивится. В "Инкоме" оценивают тот же пакет услуг примерно в $700-850.
Рената Ямбаева Коммерсантъ-Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU