Рассчитанная на 2008 - 2012 годы концепция развития Центрального административного округа столицы, утвержденная недавно правительством города, определила стратегические подходы к развитию ЦАО. Созданы предпосылки для перехода административных территорий города на принципы среднесрочного планирования, что является наиболее актуальным для территории Центрального административного округа.
Не секрет, что Центральный административный округ представляет собой сложнейший и по многим параметрам уникальный объект управления, требующий системного подхода к решению многочисленных задач не только окружного, но и общегородского развития.
Не москвичи для города, а город для москвичей – если коротко, то именно так можно сформулировать основную мысль концепции. В ее основу положены не только анализ существующих городских и окружных перспективных планов и программ социально-экономического развития, но и мнение экспертов, и социологические опросы населения.
Основной акцент в концепции сделан на развитии комфортных условий проживания в округе. Учтено также, что здесь сосредоточены практически все исторические и архитектурные памятники Москвы, большинство деловых центров и административных учреждений, вузов, культурных и спортивных объектов.
Свою точку зрения на концепцию, заложенную в документе, на пути развития самого центрального из округов столицы, высказывает председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов:
- Центральный административный округ - совершенно особое место в Москве. Это историческая Москва. Это округ, который отличается по многим показателям от других округов.
Наиболее активным и сильным отличием ЦАО является демографическая ситуация: здесь 700 тысяч проживающих и, кроме того, два миллиона постоянно здесь присутствующих днем жителей. Наконец, следует взять во внимание еще несколько сот тысяч, а может быть, и миллионов людей, проезжающих транзитно за день через Центральный округ. Сюда приезжают для покупок, ведения бизнеса, туристы, транзитные приезжие, командировочные, просители и жалобщики в федеральные органы власти, бездомные и многие другие.
Здесь расположены федеральные органы власти, правительство Москвы, Московская городская Дума, дипломатические представительства, общественная палата, штаб-квартиры политических партий, общественных организаций, сотни действующих православных приходов, другие религиозные организации, посещаемые паломниками и надеющимися получить помощь.
Кроме этого, в Центральном округе находится более половины памятников истории и культуры города Москвы, многие театры, музеи, гостиницы, рестораны, посещаемые туристические объекты, дневные и ночные места развлечения и досуга. Здесь находятся многие головные офисы предприятий, различные высокодоходные заведения. В Центре кипит деловая и финансовая жизнь. Так что поступления от Центрального округа в городской бюджет составляют порядка трети от всех доходов городского бюджета.
В центре нашего мегаполиса находятся многие активные территориальные общины, действуют объединения граждан, предъявляющие особые требования властям округа и города.
В центре города существуют специфические проблемы, связанные с реконструкцией, ремонтом и строительством объектов недвижимости. Высокие цены активно влияют на развитие недвижимости. Постоянное стремление инвесторов вкладывать средства в эту сферу приводит к высокой строительной активности в плотной исторически сложившейся и очень сложной городской среде.
За 17 лет моей работы в представительных органах власти я наблюдал следующий процесс: от выживания в деградирующей среде начала 90-х годов Центр переходил к активному развитию последних лет, и соответственно с этим менялся характер проблем у жителей ЦАО.
Сегодня многократно возрастает общий объем требований граждан к качеству жизни, к комфорту городской среды в центре Москвы, к обеспечению их прав и интересов. Так, например, еще недавно возникали злободневные проблемы с торговлей продовольственными товарами для жителей. Однако сегодня они начинают отходить на задний план благодаря усилиям префектуры.
Кроме того, имелась острейшая проблема с отселением жителей из Центрального округа в связи с реконструкцией. Жители не хотели уезжать из центра.
Благодаря усилиям Правительства Москвы, Московской городской Думы, префектуры Центрального округа впервые за всю историю Москвы было осуществлено совершенно уникальное решение: жители Центра остаются в Центре при реконструкции домов. Когда горожане осознали это, психологическая ситуация заметно улучшилась. В ходе урегулирования конфликтов с жителями власть, взаимодействуя с гражданами, выработала новые перспективные подходы, в том числе путем интенсивной аналитической, организационной и социальной работы префектуры.
Сегодня успешно решаются многие проблемы безопасности домов, дворов, подъездов в ЦАО, что в полной мере отвечает требованиям людей, и это снижает также социальную напряженность.
Особую роль играет для Центрального округа реализация градостроительного проекта «Москва-Сити», по сути - нового Центра Москвы, который призван разгрузить исторический центр от деловой и торговой активности. Таким образом, многие среднесрочные городские программы успешно реализуются префектурой ЦАО.
Однако сегодня возникает острая необходимость перехода на новый уровень системного, комплексного, программного преобразования Центра как в структурном, так и в функциональном управленческих аспектах. Правительством города предлагается новый комплексный подход к реализации приоритетных направлений в развитии Центрального округа. Это и новая транспортная стратегия, и экологическое оздоровление, и сохранение исторического наследия, и экономическое развитие. Все это - для улучшения качества жизни людей, комфортности их проживания, доступа к культурным ценностям.
Это главная линия, которая пронизывает концепцию. Таким образом, она напрямую увязывается с задачами Генерального плана города Москвы, с концепцией стратегического развития города. Удобный, комфортный, красивый, чистый, устойчиво развивающийся центр столицы - вот главная идея данной концепции.
Тем не менее, отдавая должное большой системной работе, проведенной префектурой, хотелось бы дополнить ее некоторыми идейными конструктивными предложениями.
В Центральном округе проживает более 80 тысяч инвалидов, из которых около 11 тысяч находятся в особо сложном положении. Это лежачие инвалиды, психосоматические больные, раковые и т. д. Те, кто с трудом способен выйти из квартиры, из дома. Они остро нуждаются в помощи. Социальная поддержка должна прийти к ним непосредственно домой в активном, опережающем режиме. Здесь идет речь прежде всего о новой организации социальных служб, управлений, создании особой инфраструктуры. Это относится и к другим слабозащищенным группам граждан, проживающим в Центральном округе.
К социальной работе с инвалидами необходимо привлекать общественные организации, добровольцев, волонтеров, частных предпринимателей, предприятия и организации. Развитие частной благотворительной деятельности и партнерства с государством - перспективный путь, который надо также отразить в соответствующем разделе концепции.
Следует отдельно сказать и о религиозных организациях. Его Святейшество Патриарх сказал, что единственное место в стране, полностью насыщенное православными приходами, - это Центральный округ Москвы. Здесь находятся также организации католиков, протестантов, мусульман, иудеев. Это потенциальные партнеры властей в социальной работе. Религия у нас отделена от государства, но не от общества, и мы должны использовать потенциал религиозных организаций в этой работе.
Новые подходы предполагают не только перестройку деятельности социальных служб, но и широкое государственно-общественное партнерство, направленное на защиту законных интересов прав и свобод граждан, которые нуждаются в помощи и поддержке. Например, церковные приходы Российской Православной Церкви могли бы заключить договоры с государственными учреждениями о социальной помощи и интегрировать усилия с государством в помощи людям.
Также хотелось бы включить в раздел об общественной безопасности аспект, касающийся работы милиции общественной безопасности. К ней в ЦАО должны быть особые требования: милиция должна быть здесь, в центре, прежде всего помощником. Нужна серьезная воспитательная работа, чтобы не было нареканий граждан на деятельность милиции.
В целом же я хочу еще раз отметить, что концепция основательно продумана. Особенно те разделы, которые касаются моей профессиональной работы в Думе, - вопросов сохранения и использования исторического и культурного наследия и градостроительного развития округа. Однако хотелось бы, чтобы и социальные вопросы были более полно в ней освещены.
Нужно помнить, что Центральный округ выполняет по отношению к Москве те задачи, которые Москва выполняет по отношению к России. В Центральном округе также решается множество федерального уровня и национального уровня задач, входящих в понятие «столичные функции». Не удивительно, что именно в ЦАО впервые должен быть реализован комплексный программный подход в решении сложных задач развития округа.
Владимир Терещенко Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU