Очередное заседание общественного градостроительного совета, прошедшее в среду, уже называют историческим - архитекторы и проектировщики нашли изящный способ извлекать дополнительные гектары столичной земли под застройку буквально из воздуха. Экспериментальной площадкой станет участок между Поклонной горой и рекой Сетунь - новый жилой район построят над железной дорогой, перекрыв пути мощной платформой.
Впервые идею использовать пространство над железными дорогами мэр Москвы Юрий Лужков высказал еще в 2003 году - правда, тогда речь шла лишь о возведении над путями паркингов и прокладке автомагистралей. За это время московское правительство и ОАО "Российские железные дороги" нашли общий язык, и дело наконец дошло до экспериментального проекта. Представленная на суд архитектурного совета разработка (авторы - 19-я мастерская "Моспроекта-2", НИиПИ Генплана, ЗАО "Мосжелдорпроект") довела идею до логического конца: если над "железкой" можно строить гаражи, значит, можно и жилье, и офисы, и бульвары.
Главная цель так и формулируется: "превратить ранее отчужденные федеральные земли в полноценное городское пространство".
Для этого планируется убрать кусок Московской железной дороги Киевского направления (от Третьего транспортного кольца до Минской улицы) в специальное "шумовиброзащитное закрытое искусственное сооружение-"платформу". Фактически перевес-ти эту часть дороги в режим метро. В результате образуется изрядное количество новой площади под застройку - 54 га. С учетом прилегающих территорий площадь нового квартала составит 173 га. Вытянувшийся вдоль Поклонной горы район будет представлять собой "хребет", в "изголовье" которого появятся 70-этажная башня с апартаментами и два небольших офисных квартала. От нее начнется широкий - от 30 до 60 метров - бульвар. По мере удаления от центра высота зданий - в основном жилых и гостиничных - будет уменьшаться и в конце концов составит не более 8 этажей. Здание молла, завершающего "хребет", будет практически плоским. 3 детских сада, 2 школы и поликлиника, 18 тысяч мест в подземных гаражах и озелененные кровли домов - в макете города будущего продумано, кажется, все. Управляющей компанией экспериментального мегаквартала должно стать ООО "Миракс Групп".
Устрашающие размеры будущего района - 2 с половиной миллиона квадратных метров жилья, - смутили собравшихся перспективой окончательной остановки и сегодня уже донельзя загруженного Кутузовского проспекта. Но главный архитектор Москвы Александр Кузьмин поспешил успокоить взволновавшихся:
- Вот здесь запланирован еще один, южный, дублер Кутузовского проспекта. Параллельно ему - еще одна дорога, "дублер дублера", если хотите. Так что новый район не только не ухудшит, но способен даже улучшить транспортную ситуацию.
Единственным доводом "против" стало замечание искусствоведа Алексея Клименко о том, что при нынешней катастрофической ситуации с транспортом нагружать новые дороги еще и жильем неразумно. Однако его соображения были сломлены двумя мощными аргументами: во-первых, строить над железными дорогами дорого и надо заинтересовать инвестора, во-вторых, жилья много не бывает - Москва до сих пор не дошла до европейской нормы средней обеспеченности жильем в 20 кв. метров на человека.
Большой Сити с японским акцентом
Помимо решения судьбы "железнодорожного" квартала общественный совет одобрил строительство небоскреба в районе Большого Сити по адресу: Кутузовский проезд, владение 16. Доклад главного архитектора Москвы по этому вопросу напоминал "плач Ярославны".
- Давайте построим хотя бы один объект высочайшего международного качества без нижегородского акцента, - заклинал Александр Кузьмин. - А то мы без конца то правим Нормана Фостера, то пытаемся учить Заху Хадид... Ну давайте просто позволим мастеру работать...
Проектировщик небоскреба - легендарный японский архитектор Кионори Кикутаке, автор концепции метаболизма в архитектуре. На отведенном участке он предложил построить "дом-город" - конструкцию из одной 51-этажной и двух 36-этажных секций, соединенных 15-этажными связками. Дом представляет собой автономную систему с собственной инфраструктурой. Каждая группа квартир имеет свой застекленный атриум - на проекте они изображены в виде ромбов.
Еще одной акцией совета стало решение о приостановке проекта строительства торгового центра около выхода станции метро "Университет", вызвавшего этим летом народные волнения ("Известия" писали о скандале 2 августа 2007 года). Было решено подыскать инвестору другое место для строительства.
Анна Гараненко Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU