Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Нечем торговать

 

Нечем торговать

 

 

В сегменте дорогой недвижимости дефицит предложения. Его степень в агентствах недвижимости оценивают по-разному. Фигурирует даже такое радикальное определение, как “вопиющий”. О том, что дело принимает нешуточный оборот, свидетельствуют слухи (а может быть, прогнозы), что в таком количестве агентства рынку дорогого жилья уже не понадобятся. И такая постановка вопроса отнюдь не кажется легкой паникой, вызванной традиционным летним застоем.

загрузка...

 

 

Сокращают

О том, что рынок недвижимости сжался — резко сократилось предложение и количество заключаемых сделок, — говорят с начала 2006 г. Сначала речь шла примерно о 30%. Сейчас продавцы говорят, что “убыло” 50-70% предложения. Но эти оценки касаются рынка новостроек в целом. Сегмент дорогих городских квартир в силу своих особенностей всегда считался более инерционным, спокойным, стабильным. Таким он и остается. Однако обеспокоенность сложившимся положением ощущается уже и здесь. Лето же подкорректировало ситуацию не в лучшую сторону.

Точно оценить, насколько сократилось предложение на рынке элитного жилья, довольно сложно, говорит руководитель информационно-аналитического агентства RWAY Александр Крапин. Ссылаясь на мнение коллег, он оценивает общее снижение за последние 12 месяцев “в разы”. Специалисты компании Paul's Yard утверждают, что статистика в секторе индивидуальных проектов бизнес- и элитного класса показывает: по сравнению с 2004 г. количество начатых в 2005 г. объектов сократилось по площади на 58%, а закончено строительство на 2% меньше (если считать в квадратных метрах), чем в 2004 г. Таким образом, можно ожидать, констатирует Владимир Кудрявцев, ведущий эксперт-аналитик Paul's Yard, что в 2006 г. динамика введения в эксплуатацию новых объектов будет отрицательной. С учетом проектов, которые будут закончены в 2006 г. и были начаты ранее 2005 г., — от

-10% до +3% в зависимости от количества “быстрых” проектов малоквартирных домов. В компании “Усадьба” приводят следующие показатели, демонстрирующие сокращение объема предложения на рынке городских квартир в дорогом сегменте: март 2005 г. — свыше 1500 квартир, март 2006 г. — 800, июнь 2006 г. — 700.

Иван Шульков, руководитель отдела инвестиционного консалтинга и аналитики “Усадьбы”, считает, что правильнее было бы охарактеризовать ситуацию как нехватку предложений, а не дефицит. Поскольку, по его мнению, определение дефицитности больше подходит для состояния рынка типовых новостроек. Во-первых, потому что элитное жилье в отличие от типового не является остро необходимым. Во-вторых, потому что сокращение объема предложений на рынках типового и элитного жилья спровоцировано различными причинами. Если количество типовых предложений, объясняет он, уменьшалось в результате естественного рыночного поглощения, то на элитном рынке нехватка предложений была создана отчасти искусственно руками застройщиков.

Впрочем, полагают некоторые эксперты, разграничивать рынки не имеет смысла. Ситуация в различных сегментах развивается схожим образом, считает Ирина Рогачева, руководитель направления элитной недвижимости “МИАН — Агентство недвижимости”. Процессы, аналогичные тем, что происходят в элитном сегменте (вследствие, как не устают повторять застройщики, введения в действие 214-ФЗ о долевом строительстве и попыток рынка к нему адаптироваться), идут и в более дешевом сегменте рынка. Наоборот, считает Рогачева, в сегменте экономкласса они не столь остро ощущаются, потому что количество типовых объектов, безусловно, выше, чем элитных: в процентном соотношении снижение количества сделок с типовым жильем меньше, чем с элитным.

Количество новых поступлений на рынок дорогого жилья в 2006 г. ограниченно — и в этом принципиальное отличие этого года от прошлых лет, говорит Наталия Новикова, генеральный директор компании Renaissance Realty. Еще в прошлом году большая часть проектов находилась на этапе завершения строительства, квартиры реализовывались, и такой острой нехватки не наблюдалось. “Примерно 15% заявок мы не можем удовлетворить по причине банального отсутствия интересных с точки зрения покупателя объектов, — говорит исполнительный директор компании Delta Estate Елена Земцова. — На рынке инвестиций ситуация довольно плачевная. Рост дефицита инвестиционно привлекательных проектов составил этим летом 50%, и в ближайшие месяцы ситуация вряд ли резко улучшится”. По мнению руководителя аналитического центра IRN.ru Олега Репченко, лето 2006 г. является особенным в силу общей аномалии на рынке: никогда в летний сезон цены не росли на 5-7% в месяц.

Придерживают

Практически все эксперты, говоря о снижении объема предложения, упоминают не только сокращение ввода готового жилья, но и практику придерживания имеющегося. С экономической точки зрения такая позиция понятна, размышляет Репченко: зачем продавать жилье сейчас, если рост цен достигает 10% в месяц, а по отдельным объектам даже выше. В результате, по оценкам IRN.ru, сейчас не менее половины объектов-новостроек придерживается продавцами, продажи временно приостановлены или же предлагаются только самые неликвидные квартиры по изначально завышенным “заградительным” ценам.

В риэлторских компаниях подтверждают: такие оценки аналитиков во многом совпадают с их собственными, что бывало не всегда. Например, в компании “Кирсанова Риэлти”, эксклюзивном аффилированном офисе Christie's Great Estates, считают, что дефицит предложения становится именно “вопиющим”. И было бы неправильно называть его “летним”, т. е. временным. Что касается листингов предложения, говорит Надежда Кот, управляющий директор “Кирсанова Риэлти”, то они выглядят удручающе: “Количество рекламных блоков-пустышек в глянцевой прессе уже просто неприлично. Но большинство коллег по цеху продолжают делать хорошую мину при плохой игре”.

Многим, отмечает Кот, в сложившейся ситуации помогает демпинг и мало кто от него отказывается. Сделки, констатирует эксперт, в таких условиях стали более трудоемкими и с точки зрения поиска объекта, и с точки зрения состыковки финансовых интересов сторон. Первичка, как никогда, стала спорной с юридической точки зрения и документооборота. И вдобавок ко всему ее крайне мало.

По мнению Земцовой, усугубляют нервозность ситуации состоятельные покупатели из регионов. По известным только им причинам эти люди ставят конкретное условие: хочу иметь квартиру в центре Москвы, желательно с видом на Кремль или храм Христа Спасителя! На всех желающих вида на Кремль не хватает.

Крапин считает: то, что продажи осуществляются только “по мере необходимости” собственника или девелопера, является вполне рыночным поведением в рамках существующих правил игры. Наиболее предприимчивые собственники сдают элитное жилье в аренду, избегая выхода на рынок купли-продажи.

По оценке Игоря Шубина, управляющего партнера Soho Realty, предложений квартир в готовых домах, которые были выведены на рынок 2-3 года назад, практически не осталось. Кроме вступления в силу 214-ФЗ, спровоцировавшего отсрочку начала реализации многих проектов, это связано с дефицитом земли в центре Москвы и сокращением числа новых площадок застройки. Например, если раньше на Остоженке 8-10 площадок считалось нормой, то сегодня новая застройка осуществляется максимум на трех. Разрыв спроса и предложения на рынке дорогого жилья сегодня составляет не менее 60%, отмечает Шубин.

Любая информация о новом объекте воспринимается на ура. Это “ура” несется раскатами по рынку и… разбивается о “заградительные” цены, “систему опережающих задатков” и прочие “правила нескольких часов”. Редкий клиент получает теперь возможность что-то проинвестировать на удачных условиях, описывает происходящее на рынке элитного жилья Надежда Кот.

Бытует мнение, что ситуацию с ценами подогрели инвесторы. Однако с этим согласны далеко не все эксперты. В общей структуре продаж за последние полгода несколько увеличилось число инвестиционных сделок, отмечают в Soho Realty. Однако доля таких сделок в настоящее время не превышает 15% в сегменте городской недвижимости и 10% на рынке загородной недвижимости. Поэтому говорить о том, что именно инвестиционные покупки на рынке недвижимости спровоцировали рост цен, Шубин считает не вполне справедливым. Шульков тем не менее подчеркивает, что инвесторы всегда в привилегированном положении: они, как правило, заранее осведомлены об интересных и инвестиционно привлекательных проектах, поэтому становятся покупателями в числе первых при открытии продаж.

Застройщики в оценках происходящего гораздо более оптимистичны, нежели риэлторы, что объясняется просто: они продавцы, имеющие возможность диктовать свои условия. Можно выставить объект на продажу, а можно и придержать. “В сложившейся ситуации лучше прочих активных игроков рынка чувствуют себя застройщики. Это их время, — подтверждает Земцова. — Цены на их товар подросли невероятно и пока не собираются снижаться. Некогда замороженные средства обернулись неплохим инвестиционным приростом. Теперь застройщики могут позволить себе не экономить на качестве материалов, что обернется дополнительной прибылью. Хотя последние законодательные акты и осложняют договорные отношения застройщика и соинвесторов, большая часть контрактов на сегодняшний день заключено по старым правилам. Новые проекты будут просто заморожены, пока не решится вопрос их инвестирования. Застройщик в убыток себе работать не будет”.

Часть проектов снята с продажи, говорят в МИАН, и не всегда по воле застройщика. Контролирующие службы уделяют более пристальное внимание всей разрешительной документации. Если застройщиком не выдерживаются сроки получения пакета документов, то объект снимается с продажи. Застройщик при этом никаких особых потерь не несет, потому что банки активно кредитуют строительные программы под относительно невысокие проценты. Ситуация даже выгодна компаниям — они с полным на то основанием не продают квартиры по более дешевым ценам на уровне котлована, а спокойно строят и продают позже и дороже.

По мнению Кот, застройщики и выигрывают, и страдают одновременно. Сегодня им хотелось бы строить новое — и много. Но это благое желание упирается в серию вопросов по темам “интересы города” и “количество

обременений“, “взаимоотношения с административными ресурсами” и размеры “непредсказуемых расходов”.

В “Капитал Груп” не драматизируют ситуацию. Коммерческий директор холдинга “Капитал Груп” Алексей Белоусов согласен, что в нынешних условиях ощущается существенный перевес спроса над предложением и, как следствие, продолжается рост цен. Но говорить о каких-либо снижениях темпа реализации квадратных метров, отмечает он, не приходится. В этой ситуации покупатели поставлены в более жесткие условия, решения по покупке принимаются в более сжатые сроки. Ситуация активно обсуждается средствами массовой информации, что также приводит к активизации покупательского спроса, многие из клиентов приходят на сделку подготовленными, осознавая всю сложность ситуации, что способствует быстрому принятию решения.

Свой взгляд в холдинге и на вопрос соотношения инвесторов и конечного покупателя. Начало реализации новых проектов, таких как “Тихвинская усадьба” и “Город столиц”, говорит Белоусов, показало изменение процентного соотношения инвесторов и конечных покупателей в пользу последних. Если раньше на начальной стадии первыми к застройщику приходили те, кто приобретал недвижимость скорее в инвестиционных целях, то теперь ситуация изменилась. Это свидетельствует о том, считает Белоусов, что люди стали по-другому воспринимать покупку квартир, они стараются купить жилье на более ранних этапах строительства, принимая во внимание опыт зимы — начала весны 2006 г., поскольку осознают, что промедление может вылиться в существенные материальные затраты в будущем.

В компании “Конти” между тем отмечают парадокс: даже в условиях дефицита предложения, когда выбирать приходится из того, что есть, и на условиях продавца, требования к жилью у покупателя не снижается. И с точки зрения придирчивого покупателя можно даже говорить о перенасыщении элитного рынка неликвидным жильем.

Тянут…

Логично было бы предположить, что рынок вторички в новых условиях стал гораздо более активным и интересным — просто потому, что ничего другого нет. Однако это не совсем так. Дефицит предложений в элитном секторе в одинаковой степени коснулся как первичного, так и вторичного рынка дорогой недвижимости, говорят в Delta Estate. Элитная вторичка, отмечает Кот, почти исчезла как класс по сравнению с тем, что было, скажем, года три назад. А если объекты на продажу и присутствуют, то это либо нечто очень страшное, либо что-то страшно дорогое. Все приличное придерживается.

Тезис о том, что, не найдя желаемое среди новостроек, клиент устремляется за квартирой на вторичный рынок, не подтвердился, хотя некоторые продавцы “элиты” его поддерживают. Смещение спроса с новостроек в сторону вторички и загородного жилья, говорит Шубин, — это, как правило, частные случаи, которые назвать тенденцией нельзя. Клиент, запланировавший покупку в новостройке, полагают в Soho Realty, вряд ли изменит свои планы и приобретет квартиру на вторичном рынке. Скорее он снимет дорогую квартиру и предпочтет ждать появления подходящего варианта на рынке первичного жилья.

К тому же вторичный рынок элитной недвижимости чрезвычайно узок, констатирует Шульков. А изменение требований покупателей, прогресс в технологиях строительства, появление новых более качественных материалов и оборудования приводят к тому, что многие объекты вторичного рынка перестают считаться элитными.

Сменят амплуа?

Ситуация такова, говорят в компании “МИАН”, что “рынок уже созрел в своей квартирной "беременности" и в начале осени должен "разродиться" значительным количеством предложений”. И это предложение будет выставлено по более высокой цене — значительно выше, чем в начале лета, ведь все, что было снято с продажи, накапливало свою стоимость. Цены на новые предложения, которые сегодня выходят на рынок, в максимальной своей величине достигают $35 000 за 1 кв. м. Это проекты на Остоженке, строительство которых находится на начальной стадии. Если раньше такие суммы за 1 кв. м появлялись эпизодически и относились к супердорогим домам с роскошным ремонтом, то в настоящее время по такой цене предлагаются многие объекты первичного рынка элитного жилья, находящиеся на этапе котлована. Конечно, все дома расположены в престижных микрорайонах, и тем не менее цены непомерно велики. Будут ли востребованы такие объекты, покажет время, говорит Рогачева. На вопрос, не начнут ли закрываться агентства недвижимости в данной ситуации, она ответила, что такое маловероятно, если это и начнет происходить, то с мелкими компаниями.

В “Капитал Груп” прогнозируют другое. В сложившихся условиях, говорит Белоусов, в связку “застройщик — клиент” риэлтор уже не вписывается. Скорее всего это приведет к тому, что какая-то их часть вынуждена будет уйти с рынка новостроек. Этот процесс уже идет, некоторые агентства ушли на подмосковный рынок недвижимости, традиционный вторичный рынок и т. д. Риэлторы подтверждают усилившийся среди АН интерес к “загородке” и даже к страховому бизнесу.

Есть часть объектов, говорят в “Конти”, которые не до конца проданы, в этих случаях компания сотрудничает с агентствами. Но в основном продажи осуществляются своими силами. Естественный отбор предрекают рынку в компании “Контакт — Элитная недвижимость”. Через определенный промежуток времени произойдет слияние отдельных компаний или даже уход более слабых, прогнозирует Дмитрий Воронков, руководитель департамента элитных новостроек “Контакт — Элитная недвижимость”. Нечто подобное, считает он, можно наблюдать сейчас у застройщиков: сокращение числа игроков, укрупнение, рост капитализации. Такие процессы на рынках закономерны, когда из-за возросшей конкуренции рост числа компаний сменяется их сокращением.

Практически все агентства элитной недвижимости, отмечают на этот счет в “Усадьбе”, ведут диверсифицированный бизнес, помимо продаж есть еще и аренда, помимо “города” — загородный рынок, ситуация на котором прямо противоположная: объем предложения превышает годовой объем спроса, в некоторых сегментах — более чем в 2 раза. В компании “Твид” убеждены: то, что многие агентства, по мере того как их бизнес растет, добавляют к перечню своих услуг такие направления, как аренда и продажа коммерческих помещений, строительство, девелопмент, менеджмент зданий, скорее говорит о высокой жизнестойкости брокериджа в сфере элитной недвижимости, нежели об обратном.

По мнению Олега Пучкова, руководителя элитного направления ГК “ПИК”, исключительно первичным рынком занимается очень небольшой процент риэлторских компаний. “Не думаю, что снижение предложения приведет к серьезному их сокращению”, — говорит он.

Позитивные прогнозы в “Твиде” связывают с желаниями и возможностями самих элитных покупателей. Они могут позволить себе подбирать, а также менять жилье всегда в соответствии со своими текущими нуждами и предпочтениями и всегда будут активно делать это. Что обеспечит достаточную подвижность элитному рынку. И если часть покупателей переключатся с новостроек на вторичный рынок или на загородные дома, размышляют в “Твиде”, то в услугах агентств такие клиенты по-прежнему будут нуждаться. И даже в еще большей степени: подбор жилья и организация сделки на вторичном рынке — особенно трудоемкий процесс, и без помощи риэлторов в таком деле не обойтись.

Конкуренция происходит на уровне сервиса, предоставления дополнительных услуг, которые в недвижимости активно развиваются. Представители агентств недвижимости, конечно же, демонстрируют оптимизм, хотя признают, что освоение родственных ниш в бизнесе уже идет. В частности, говорят в “МИАН — Агентство недвижимости”, привлекательна услуга, которая пока работает в недорогом сегменте, но в перспективе будет работать и в элитном. Это страхование финансовых рисков долевого участия в строительстве. “Мы работаем с ведущими страховыми компаниями, — говорит Рогачева, — где покупатель может застраховать себя от невыполнения застройщиком обязательств. Это перспективная услуга в плане привлечения клиентов”. Кроме дополнительных услуг в элитном секторе ставка делается на ипотеку.

Репченко не считает, что прогнозы о закрытии фирм имеют под собой серьезные основания. На элитном рынке, говорит он, объемы продаж всегда были небольшими (сегмент узкий), зато комиссия с одной сделки в разы больше, чем в типовом сегменте, — как минимум $30 000-50 000. Риэлторы подтверждают эту оценку. Поэтому агентства недвижимости в этом сегменте вполне могут существовать даже при 2-3 сделках в месяц, выжидая лучших времен. Более того, на этом рынке чаще имеют место сделки по поиску (подбору) квартиры, сдаче в аренду и т. п., чем можно заниматься даже при отсутствии эксклюзивных новостроек на продажу.

В Soho Realty предполагают, что и на первичном рынке риэлторам все-таки будет чем заняться. Есть надежда на появление новых предложений в течение ближайших месяцев. Ряд застройщиков завершают начатую в 2004-2005 гг. процедуру предпродажной подготовки (получение разрешения на строительство, документов на землю, согласование проектной документации и проч.) — это позволит им представить проекты в ближайшее время. Уже сегодня заявлены продажи в двух новых объектах — “Новая звезда. Остоженка” на Пречистенской набережной и “Дом на Саввинской набережной”. В Renaissance Realty потенциал рынка связывают с реконструкцией отдельных зданий и центра, где осталось немало промышленных объектов (районы Замоскворечья, Хамовников), которые планируют выводить за город.

В “Кирсанова Риэлти” отмечают обновление тенденций: некоторые собственники, ранее придерживавшие свои квартиры, начинают их продавать, отдавая себе отчет, что с точки зрения максимального заработка это наиболее разумный вариант. По мнению Воронкова, по большей части в продажу поступают квартиры, которые в значительном

количестве раскупались весной частными инвесторами. Когда таких предложений станет больше (а по подсчетам аналитиков, подобные варианты составляют около 30% от приобретенных в последнее время квартир), тогда и ситуация изменится, считает Кот.

Ситуация сегодня не острая, но интересная, говорит Рогачева. Она интересна своим развитием, тем, как повлияет на дальнейшую судьбу рынка. Большие цифры, большой спрос, придерживание объектов — все это не может не сказаться в дальнейшем. Однако то, что ситуация уже никогда не будет прежней и что рынок вступает в новую стадию своего развития, совершенно очевидно. Возобновление темпов продаж элитного жилья по приемлемым ценам возможно только при снижении существующих темпов роста цен на это жилье до 1-1,2% в месяц, считает Крапин. Но для этого пока нет предпосылок.


Наталия Крол Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Нечем торговать":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Центробанку нечего делать

Газета "Бизнес" / ЮРИЙ ВЕРЕТЕННИКОВ Контроль над ценами важнее курса рубля Номинальный курс рубля в следующем году меняться почти не будет - потому что реальный эффективный курс рубля в 2006 году укрепится не более чем на 9% при инфляции 7–8,5%. Во всяком случае, именно такой прогноз Центробанк заложил в проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2006 год», на прошлой неделе внесенный в правительство. Почти те же цели ЦБ ставил перед собой и год назад, но до ...

» Банки и кредиты - 1744 - читать


«Роспечать» тянется в сети. Агентство хочет торговать прессой в московских супермаркетах

Принадлежащее Олегу Дерипаске агентство « Роспечать» заинтересовалось перспективным рынком: хочет выйти на рынок торговли прессой в московских супермаркетах. « Роспечать» предлагает сетям скидку на весь ассортимент печатных изданий при открытии нового магазина, обещает в течение первого месяца работы скидку до 8%.

» Маркетинг - 2383 - читать


Русские книги в ближнем зарубежье. Чем торгуют книгопродавцы в Казахстане?

Сетевой формат розничной торговли обладает сильными конкурентными преимуществами: широкий ассортимент за счет больших торговых площадей, возможность снижения цен благодаря объему закупок, централизации менеджмента. Общие для торговли закономерности свойственны и для такой специфической отрасли, как книгораспространение. Общий объем рынка литературы на русском языке, издаваемой в России, достигает 1,5 млрд экземпляров.

» Маркетинг - 3771 - читать


Clonaid торгует яйцеклетками и клонирует мёртвых

Доблестные потомки инопланетян из секты раэлитов и не собираются доказывать, что кого-то клонировали. У дам и господ из Clonaid есть дела поважнее: расширение спектра услуг и поиск инвесторов. Разумеется, мало кто нынче верит, что 26 декабря 2002 года — день рождения первого клона человека, а на сегодняшний день клонированных уже пятеро.

» Бизнес идеи - 1700 - читать


Торг уместен. Свой подход к переговорам о цене

Если на вопрос «сколько стоит?» невозможно дать однозначный ответ, значит, лучшую цену получит самый искусный переговорщик. Профессор бизнес-школы INSEAD Ингемар Дирикс предлагает российским менеджерам свой подход к переговорам о цене. Йога для денег «

» Бизнес идеи - 1462 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Нечем торговать

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru