Итак, решение о покупке или аренде жилья принято, найдены средства, образ идеального жилища определен. Начинается этап, связанный с поиском конкретных предложений, и вы решаете пойти по наиболее, казалось бы, очевидному и интуитивно понятному пути: обратиться к печатным изданиям.
Купить
Пожалуй, стоит сразу предупредить: не стоит надеяться встретить в газете или журнале объявление от собственника жилья, решившего продать свою квартиру. Информация, размещаемая в изданиях о недвижимости, как правило, становится известна риелторам еще до выхода очередного номера, поэтому шансы, позвонив по объявлению, установить прямой контакт с владельцем квартиры стремятся к нулю.
С практически стопроцентной вероятностью вы услышите: «Вы позвонили в агентство…».
Приведем типичный пример: позвонив по объявлению, оформленному по старой доброй традиции безо всяких упоминаний об агентствах и риелторах, потенциальный покупатель, разумеется, попадает на посредника. Квартира, заявленная в объявлении, по словам собеседника, в настоящее время уже реализована, однако агентство может предложить несколько альтернативных вариантов, сопоставимых с выбранным по цене. Это один из распространеннейших приемов: в объявлении указывается необоснованно низкая цена жилплощади, с тем чтобы привлечь как можно больше наивных покупателей, которым говорится, что данная квартира была продана буквально несколько часов назад.
Поскольку потенциальный покупатель уже потратил время на звонок, он, скорее всего, выслушает посредника: ведь агентство продает жилье по приемлемым ценам. Предлагаемые варианты традиционно менее «качественны»: расположены дальше от метро, на непрестижных (первом или последнем) этажах дома, к тому же называемая цена превышает ту, на которую «клюнул» позвонивший. Однако негативная информация подается частями, сопровождается необходимыми комментариями, и далеко не каждый покупатель откажется от дальнейшего сотрудничества с агентством, в которое он обратился изначально против своей воли.
Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что агентства бывают разными. Вот пример из реальной жизни: купив «профильное» издание, пройдя все описанные выше этапы разговора с посредником, потенциальный покупатель останавливает свой выбор на квартире в подмосковной новостройке. Договорившись о встрече, успокоенный заверениями собеседника о том, что «строительные работы ведутся, в частности завершена проводка инженерных коммуникаций», клиент приезжает в агентство, настроенный увидеть начальный этап строительства своими глазами, и выясняет, что на участке, где будут вестись работы, в настоящее время находятся нерасселенные пятиэтажки, запланированные к сносу. Не каждого устроит такой «начальный этап строительных работ».
Разумеется, претензии в данном случае разумно адресовать не газете или журналу, публикующему объявления, а агентству, предоставляющему некорректную информацию. Однако стоит помнить, что именно такие компании, как правило, массово размещают свои объявления в печатных изданиях.
Арендовать
Задавшись целью арендовать жилье при помощи мониторинга газетных объявлений, вы столкнетесь с ситуацией, которая не отличается коренным образом от описанной выше. Как правило, перед потенциальным арендатором оказывается значительное количество объявлений, предлагающих жилье в аренду по демократичным ценам, нередко с указанием имени предполагаемого «собственника». И если при пользовании интернет-версией квартирной газеты вычислить посредника можно с помощью опции «найти все сообщения данного пользователя», то, обратившись к печатному изданию, достичь этой цели получится лишь после того, как, позвонив нескольким «владельцам», вы попадете в одно и то же агентство. Помочь сориентироваться в подобной ситуации может лишь пристальный анализ приведенных в объявлениях телефонных номеров: если они повторяются, значит, данными квартирами занимается один и тот же посредник.
Итак, при попытке связаться с собственником жилья клиент вновь оказывается втянутым в диалог с агентством. Зачастую представители компании-посредника заявляют, что их фирма располагает данными о значительном количестве квартир, однако, для того чтобы получить контактную информацию о владельце жилья, потенциальный квартиросъемщик должен заплатить посреднику определенную сумму, посетив агентство. Нередко после факта оплаты клиенту предоставляется список «владельцев», обзванивать которых придется самостоятельно, причем безо всякой гарантии, что человек, координаты которого вам предоставили в агентстве, знает о том, что он, оказывается, сдает жилье.
К сожалению, представители агентства вряд ли примут близко к сердцу ваши претензии по качеству предоставленной информации, и уж практически невероятен такой исход событий, чтобы вам вернули впустую потраченные деньги.
Выводы
Конечно, приведенные выше случаи не являются обязательным сценарием развития событий. Не исключено, что именно вам повезет, и вы получите возможность пообщаться с собственником жилья, позвонив по объявлению в газете.
Однако опыт показывает, что, скорее всего, вы проведете не один день (количество потраченного времени зависит от устойчивости нервной системы обратившегося к газетным объявлениям будущего покупателя или арендатора), занимаясь бесперспективным обзвоном посредников различной, но, как правило, невысокой степени надежности. Лучшим выходом из данной ситуации, позволяющим сэкономить время, нервы, а зачастую и средства, может стать обращение напрямую к компаниям, зарекомендовавшим себя добросовестной работой на рынке недвижимости.
Валерия Семенова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU