Как изменились предпочтения покупателей элитной недвижимости
Элитный сектор жилья на московском рынке стоит особняком и общим закономерностям не подчиняется.
Само понятие "элитная недвижимость" было изрядно заезжено в последние годы, поскольку им без разбора называли все что угодно, за исключением разве что домов панельных серий. Но есть и настоящий элитный сектор. О том, чем живет сегодня этот узкий, но очень значимый и весомый сегмент рынка, рассказала Надежда Кот, управляющий директор компании Kirsanova Realty, аффилированного офиса Sotheby's International Realty.
- Что же такое российская элита и рынок элитной недвижимости?
- Российская элита, безусловно, существует. Это - наследники исторических, культурных и научных российских традиций. К сожалению, не так много из них являются нашими клиентами. Так что, с точки зрения риэлторов, элита - это, скорее, круг лиц, способных платить от 5 до 15 тысяч долларов за квадратный метр.
Впрочем, среди сегодняшних состоятельных людей тоже немало неординарных личностей. Возможно, со временем все встанет на свои места, и все больше людей сможет пробивать себе дорогу своим интеллектом и трудолюбием, а не только близостью к власти или нефтяной трубе.
- Меняется ли рейтинг районов, где расположено элитное жилье?
- На сегодня этот рейтинг выглядит следующим образом: Остоженка, арбатские переулки, Замоскворечье, Плющиха, Чистые Пруды.
- А почему Остоженка? Еще десять лет назад она не считалась таким уж престижным районом.
- На мой взгляд, престиж Остоженки создан искусственно. Пришли два успешных девелопера, реализовали удачные проекты, потом пришли другие, началась драка за площадки. Вообще, до 1998 года про элитность Остоженки никто и не поминал. Это был район коммуналок, и район весьма демократичный.
Десять лет назад новая российская элита только возникла. Если у человека были деньги - он позиционировал себя как элиту. Та элита была невероятно подвластна pr-компаниям застройщиков и прочей рекламе. И вот застройщики тогда убедили обеспеченную общественность, что в моде - минимализм. Элита хотела минимализм, она его требовала. Далее пошла мода на Восток (то есть, были востребованы некие этнические мотивы в оформлении интерьера). Элита с готовностью согласилась и с этим. То, что жить в такой квартире русскому человеку было крайне неудобно, было, как говорится, вопросом десятым. Квартира позиционировалась как рекламная вывеска: "я - достиг, я - успешен".
- А что в моде сегодня?
- Сегодня ситуация иная: мода, навязанная извне, отходит на задний план, уступая место элементарному вкусу и здравому смыслу. Кроме того, сегодня ценится история. Недавно читала очень интересное интервью уважаемой мной актрисы Аллы Демидовой, которая сказала, что сегодня у нас элита - это первое поколение капитала. Третье поколение будет образованным, исторически адекватным, у него будет прекрасный художественный вкус. Тем не менее, отмечу, что за последних два года к нам стали приходить клиенты-бизнесмены в возрасте тридцати пяти - сорока лет, которые хотят жить в исторических зданиях. Понятно, коммуникации-полы-потолки в таких домах десять раз новые, но хоть подъезд или фасад хранит на себе следы времени: Уверена, если бы история вошла в фавор не сейчас, а лет десять назад, то ликвидации многих исторических памятников Москвы удалось бы избежать.
- Итак, каковы отличительные черты элитного сегмента московского рынка жилья?
- Элита сегодня крайне недемократична. Мы можем говорить не более чем о трех процентах людей от всего российского населения. Круг узок, все друг друга знают, и поэтому недобросовестность здесь невозможна ни среди застройщиков, ни среди инвесторов, ни среди покупателей. У элитного рынка свои механизмы защиты, и единственная недобросовестная сделка гарантированно ломает репутацию любого игрока этого рынка.
- Это как у классика: узок круг..., страшно далеки они от народа.
- У народа нашего в общей массе, увы, такие жилищные стандарты, что для людей с деньгами иного выбора нет, как быть "далеко".
- Что же сегодня нужно элите?
- Прежде всего, район. Элита хочет общаться с себе подобными. Далее - школы и детские сады. Они должны быть элитными и, желательно, с долгой и безупречной репутацией. Вряд ли кто-то из представителей элиты отдаст своего ребенка в простую районную школу.
- Каково в элитном секторе сегодня соотношение первички и вторички? Кто покупатель - москвич или пришелец из регионов?
- Вторичка занимает всего где-то около 30 процентов, да и то это, как правило, новые здания. Исторических зданий - что называется, по пальцам. Здание на Поварской, пара зданий на Остоженке. Но они на рынке погоды не делают. Что касается регионов, то, по нашей статистике, на этот год 60 процентов - Москва (а сколько времени они москвичи - у нас спрашивать не принято) и 30 процентов - регионы.
С регионами - вопрос интересный. Бытует мнение, что все успешные бизнесмены из нефтяных регионов прямо-таки рвутся в Москву. Это не так. Они сегодня прекрасно устраиваются в своих регионах, где они активно работают. Иное дело - их дети. Детям они покупают жилье в Москве, ибо детям нужно образование. Но эти люди - реалисты, и своим детям-студентам жилье в домах клубного типа они не покупают. Максимальное вложение в таких детей по нашей статистике - один миллион долларов. Для московского элитного рынка это сегодня немного.
- А где остальные десять процентов?
- Иностранцы и бывшие вынужденные советские эмигранты, которые сегодня активно возвращаются на родину.
- Какие прогнозы у элитного строительства? По данным некоторых аналитиков, элита будет готова платить за жилье в историческом центре до 50 тысяч долларов за метр квадратный.
- Прогнозы - дело неблагодарное. Взять ту же Софийскую набережную - самое близкое к Кремлю расположение. Или "Красный Октябрь", откуда до сих пор ветер доносит запах карамели... На сегодня эти и многие другие "золотые" участки связаны с великими обременениями, и не все инвесторы готовы с этим справиться.
Что же касается 50 тысяч за квадратный метр - это пиар и реклама. Мы работаем с весьма богатыми клиентами. Могу вас заверить, что сегодня они хорошо умеют планировать возврат денег и выбирают, не только руководствуясь эмоциями. Время малиновых пиджаков безвозвратно ушло в прошлое. По общему качеству жизни Москве еще очень далеко до городов Запада, поэтому едва ли жилье здесь будет стоить дороже, чем в Лондоне или Токио.
М.Оськин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU