Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Площадки брани

 

Площадки брани

 

 

Когда на будущей стройплощадке вбивают первые колышки, для девелопера это означает, что создание объекта недвижимости вступило в завершающую стадию. Позади самое трудное — приобретение прав аренды, получение разрешительной документации, согласование проекта. Отправная точка любого проекта — выбор пятна застройки, дистанция от этой точки до "колышков" — в лучшем случае два-три года. Как же девелоперские компании получают площадки под строительство?


Три источника
Самый очевидный способ получения площадки -- участие в аукционах, организованных Тендерным комитетом правительства Москвы.

загрузка...

 

 

На них действительно может прийти и поторговаться любой желающий, но благополучный исход для чужака более чем сомнителен.

"Аукционы устраиваются под определенного победителя,-- говорит директор департамента маркетингового анализа компании 'Масштаб' Наталья Чукаева.-- Как правило, площадку получает компания, у которой уже есть договоренность, но нужно соблюсти формальности. Например, по заказу правительства Москвы проводился аукцион на застройку высотного кольца столицы, и по сценарию все лакомые куски достались заранее известным компаниям. А неликвидные участки с большим количеством обременений (например, с крупной транспортной развязкой или требующие расселения) 'подвисли'. Когда-нибудь они будут куплены -- когда не останется 'легких' площадок, требующих меньших инвестиционных затрат".

Вот как описывает ход конкурса Иван Шульков, директор департамента инвестиционного консалтинга и аналитики компании "Усадьба": "Проводится аукцион на освоение площадки с участием ООО 'Василек', ООО 'Ромашка', ООО 'Лютик', за которыми стоят одни и те же люди, имеющие непосредственный контакт с лицом, принимающим решение в городской администрации. Выигрывает аукцион, например, ООО 'Лютик'. Далее 'Лютик' с оформленными на него документами на застройку участка продается по договорной цене застройщику второго эшелона, не имеющему необходимого по размерам портфеля проектов или с ограниченным доступом к ресурсам".

Однако даже "свои" могут столкнуться с неожиданностями на конкурсе. "На рынке работают несколько рейдерских структур, которые отслеживают аукционы и подают заявки на участие в них,-- рассказывает Евгений Титаренко, директор по развитию компании RIGroup.-- Далее участнику аукциона поступает предложение заплатить отступные за отзыв заявки, в противном случае будет реальный аукцион, где цена может вырасти в несколько раз. Мне лично известно несколько случаев, когда компании-застройщики платили шантажистам в подобных ситуациях". Впрочем, это возможно, только если рейдеры имеют связи в конкурсной комиссии -- иначе они вряд ли пройдут этап квалификации.

Другая возможность получить площадку -- приобрести ее вместе с исходной разрешительной документацией на вторичном рынке (то есть у того самого "Лютика", который "победил" на аукционе). Препятствий для этого никаких нет, но, во-первых, товар дорог, а во-вторых, очень часто еще и гниловат. "Приобретение площадок на вторичном рынке -- наименее выгодный способ из всех возможных,-- полагает гендиректор компании 'Новое Качество' Вячеслав Лимонов.-- Площадки перепродаются по цене, в несколько раз превышающей исходную. Образование вторичного рынка связано с дефицитом строительных площадок. При этом большинство предложений на нем являются проблемными с юридической точки зрения, а также в плане сроков и условий реализации. На вторичном рынке как минимум 90% неэффективных предложений".

Наконец, третий способ получения площадки -- приобретение права собственности на здание, подлежащее реконструкции, или, что самое эффективное, на предприятие, на месте которого можно построить жилой или коммерческий объект по согласованию с городскими властями. В Тендерном комитете Москвы нам дали пояснение по этому поводу: "По существующей практике, если предстоящее строительство не выходит за границы участка, находящегося в аренде у собственника здания, то город, как правило, разрешает строительство на бесконкурсной основе (возмездно)".

Обычно такие предложения поступают девелоперам не от первоначальных собственников предприятий, а от коммерческих структур, которые уже оформили на себя права собственности с целью перепродажи. "Это вполне закономерный процесс, который я называю 'цивилизованным рейдерством',-- говорит председатель совета директоров холдинга 'Миэль-Недвижимость' Григорий Куликов.-- Нет ничего плохого в том, что предприниматели договариваются с собственниками неперспективных предприятий на взаимовыгодных условиях. Случается, хотя и реже, что сам менеджмент предприятия привлекает партнера для реализации строительного проекта".


Служба посредника
В любом случае крупные компании не испытывают недостатка в предложениях. "Они поступают обычно с самых разных сторон -- от собственников, рейдеров, посредников, от собственных сотрудников компании и клиентов,— говорит первый заместитель гендиректора 'МИАН-Девелопмент' Олег Рубин. — В год мы рассматриваем до 150-180 предложений, приобретаем до 5%. Существует специальная методика, позволяющая оперативно провести расчет целесообразности приобретения проекта".

Очень часто продвижением проекта занимаются посредники. Поставляемый ими продукт может быть разного качества и разной "глубины переработки". Первый вариант — информация в чистом виде и сведение продавца с покупателем. Второй -- инвестиционный проект, то есть, разработка более или менее подробного плана будущего строительства. Наконец, третий -- полученное распоряжение правительства Москвы, где зафиксированы и согласованы параметры и функциональное назначение будущей застройки, плотность и этажность здания.

От качества продукта зависит вознаграждение посредников. "Информационные услуги могут стоить до $200 тыс. в зависимости от местоположения и размера площадки,-- рассказывает Наталья Чукаева.-- Инвестпроект -- как правило, 5% рыночной стоимости участка, это уже значительно больше. Разрешительные документы -- до 30% стоимости участка, а если речь идет о жилой застройке, то $200-700 за 1 кв. м планируемого объема застройки в зависимости от местоположения площадки".

Легко подсчитать, что готовая документация на застройку небольшого квартала площадью 100 тыс. кв. м обойдется инвестору в $20-70 млн. И это не предел. "Комплект разрешительной документации на строительство проекта офисного центра может стоить порядка $1000 за квадратный метр, для жилой недвижимости цена складывается с учетом дополнительных характеристик и составляет $400-2500 за метр",-- делится цифрами коммерческий директор компании "Авгур Эстейт" Виктор Козлов.

В случае продажи готовой документации речь, понятно, идет не о простом посредничестве, а длительной и затратной работе. Впрочем, у малоопытного девелопера есть шанс столкнуться с "торговцами воздухом". Вот что рассказал на условиях анонимности высокопоставленный московский чиновник: "Недавно ко мне пришли представители инвесткомпании, которым некие личности предлагали 'под ключ' пакет разрешительной документации на строительство квартала по $350 за квадратный метр -- цена вполне разумная. Но это примерно через полгода, когда будет готово постановление правительства Москвы, а для начала просили всего 5% суммы. Забавно то, что этот участок находится в моем ведении, и я точно знаю, что по нему готовится совсем другое постановление. То есть это были явные мошенники, их целью как раз и был задаток в размере 5% — примерно $1,5 млн".

В последнее время особенно успешно идет торговля участками в ближнем Подмосковье -- как под коттеджную, так и под многоэтажную застройку. "Сейчас идет массовый сбыт площадок, которые были приобретены пять-шесть лет назад,-- говорит первый заместитель гендиректора ДСК-1 Андрей Паньковский.— В Подмосковье значительно проще приобрести в собственность участки, но тогда перепродать их с выгодой было трудно. Сейчас, во-первых, значительно выросли цены на квартиры за городом, а во-вторых, в Москве дефицит места ощущается все сильнее. Соответственно, собственники отдают по высокой цене площади, которые они придерживали несколько лет".

Особенно быстро растут цены участков под коттеджную застройку. "Практически вся ликвидная земля в Подмосковье либо принадлежит государству, либо находится в активе коммерческих структур,-- утверждает гендиректор компании 'Терра-недвижимость' Тимур Сайфутдинов.— И чем меньше остается свободных участков, тем они дороже. Цена самых ликвидных земель может расти ежегодно на 50-100%. Владельцам не выгодно просто продавать свои наделы, чаще они входят своим участком в проект вместе с инвестором".

Как видим, участки под застройку дорожают теми же темпами, что и готовая недвижимость и даже с опережением. Пакет разрешительных документов стоит не меньше 10% продажной цены будущей недвижимости. При этом за основу расчетов берется нынешний ценовой уровень, а на рынок объекты поступят через два-три года. Таким образом, стоимость квартир и домов 2010 года постройки фактически определяется сегодняшними ценами на землю.


Андрей Воскресенский Деньги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Площадки брани":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Блог как рекламная площадка

В последнее время блоги вошли в число эффективных трафикогенераторов. Можно ли использовать эти ресурсы как рекламный инструмент или сама специфика формата ставит крест на их коммерческой перспективе? О потенциале сайтов такого «жанра» нам рассказали представители рекламных агентств и авторы нескольких популярных российских блогов.

» Продвижение и оптимизация - 1900 - читать


Восход экспорта. Страны Востока становятся успешной площадкой для российских компаний

Признавая тщетность многих попыток российских компаний закрепиться на западных рынках, участники рынка тем не менее признают, что, возможно, экспортных успехов российским компаниям стоит ждать с неожиданной стороны — прежде всего на рынках стран Азии. До недавнего времени основные усилия по продвижению своих товаров компании сосредотачивали на западном направлении, однако реального возврата потраченных в дистрибуцию и продвижение продукции денег добивались лишь в редки ...

» Маркетинг - 2359 - читать


На поле брани в ИФНС, или доверенность — лучшее оружие бухгалтера

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Елена Маляренко В редакцию обратилась читательница с вопросом, вправе ли сотрудники инспекции запрашивать у бухгалтера доверенность от организации при сдаче декларации по НДС. Женщина, попросившая не называть ее имени, рассказала, что несколько дней назад бухгалтеров, курьеров и других пришедших сдать декларации людей практически выгнали из ИФНС № 6. Выстрел без предупреждения В армии есть выражение: «Приказ должен выл ...

» Бухгалтерия и аудит - 3481 - читать


Electrolux ищет площадку для второго завода в России

Компания Electrolux определяется с адресом второго российского завода, который займется производством кухонных плит и холодильников. В пятницу шведы провели предварительные переговоры с администрацией Ленинградской области о строительстве производства стоимостью около 80 млн евро. В штаб-квартире Electrolux в Стокгольме утверждают, что объем инвестиций и производственные мощности будущего предприятия пока не определены.

» Управление и менеджмент - 3658 - читать


«Запорожец» добрался до России. ЗАЗ и «Богдан» купили площадку под Нижним Новгородом

Вчера стали известны подробности совместного проекта корпорации « Богдан» и ЗАО ЗАЗ по строительству автомобильного предприятия на территории России. Компании намерены инвестировать в него порядка $300 млн и наладить производство легковых автомобилей Lanos-Chevrolet, грузовиков, а также автобусов «

» Управление и менеджмент - 2885 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Площадки брани

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru