Дом на колесах, дом на воде… Когда рост цен на городское жилье делает его недоступным для 90% представителей трудноопределимого в России среднего класса, люди начинают искать альтернативы — кто ближе, кто дальше. Прикинув актуальную цену своей панельной двушки и стоимость требуемой новой трешки, москвичи иногда фантазируют о самых нетривиальных способах изменить жилищные условия, благо темы для размышлений появляются. Например, на прошедшем в конце сентября “Салоне яхт и катеров — 2006” в “Крокус-Экспо” были представлены российские проекты плавучих домов. Не сказать что предложение в данном сегменте значительно. Но и спрос весьма невелик.
На подмосковных водохранилищах плавдачи пока встречаются крайне редко.
Вряд ли можно всерьез говорить о том, что те же плавучие дома при всей их привлекательности станут распространенным жильем в московском регионе или составят конкуренцию классической даче. Хотя по цене это может быть вполне “доступное жилье”, и красивый, постоянно меняющийся вид из окон проще себе обеспечить, и доступ к воде самый непосредственный — без необходимости покупать наиболее дорогие на загородном рынке участки. Но проблемы с инфраструктурой подводят. Впрочем, инфраструктурная и транспортная недостаточность Подмосковья мешает пока и обычные загородные дома рассматривать как альтернативу городской квартире, хотя девелоперы загородного рынка активно проталкивают идею в массы.
Если не предпринимать никаких усилий по созданию баз-стоянок с необходимым сервисом за разумные деньги, то скорее всего плавдачи станут лишь очередной игрушкой для тех, у кого уже есть домик у воды. Для производителей плавучих домов устройство стоянок — не профильный бизнес. А для инвестора-застройщика, если участок у воды имеет удобный подъезд и не имеет проблем с документами, интереснее построить нормальный коттеджный поселок.
Самой плавдаче Митволь не страшен в отличие от дачи на берегу — просто потому, что это ведь не строение, а судно (маломерное) и ему достаточно регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), кстати, и за землю платить не надо. Но места для стоянки таких судов должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к недвижимости у воды.
“Владельцу необходимо иметь судовой билет и водительское удостоверение ГИМС для управления судном”, — объясняет Яна Смирнова, специалист по маркетингу оборонно-промышленного предприятия “ДМЗ-Камов”.
По правилам плавания на внутренних водных путях судно также должно проходить техосмотр, но про такие мелочи производители плавдач не упоминают.
Дома — лодки
Распространяться о достоинствах плавучего дома можно долго. Суть предложения — полноценный просторный комфортабельный дом (в отличие от яхты или катера), который может передвигаться по воде и разнообразить отдых (в отличие от дома на берегу). Другие существенные отличия от яхты: малая осадка (от 25 до 70 см в зависимости от типа и загрузки), позволяющая плавдаче приставать к берегу там, где подойдет не всякая яхта. Большая ширина уменьшает качку, а меньшая зависимость от погодных условий расширяет границы лета.
“Дом на воде служит отличным местом для семейного и корпоративного отдыха. Нижняя палуба по-домашнему уютна, верхняя предназначена для активного отдыха. Здесь можно устраивать дискотеку, устанавливать бассейн и аттракционы для детей, загорать и готовить барбекю”, — говорит Смирнова.
Поскольку houseboat (хаусбот — плавучий дом) — маломерное судно, его пассажировместимость (считается по количеству спальных мест), как правило, меньше 12 человек. Рассчитаны такие суда на плавание по рекам, озерам, укрытым прибрежным морским зонам. В общем, нужна спокойная вода: волны — не более 1,2 м, ветер — не более 15 м/с. Автономность плавучего дома определяется техзаданием, в среднем — 5-8 дней автономного хода. Отходы без проблем содержатся в специальных емкостях до встречи с приемщиком отходов.
Расположенный в Дубне “ДМЗ-Камов” в сентябре презентовал на Московском море инвестиционный проект RiverLife, кроме того, промышленный образец экспонировался на выставке в “Крокус-Экспо”. “Houseboat RiverLife — хорошая альтернатива загородному дому”, — уверена Смирнова.
Той же точки зрения придерживаются и в компании ТМ Houseboat.ru, которая предлагает почитателям водного отдыха хаусботы, произведенные в Америке. Ее владелец Ян Колтышев говорит, что лучше американцев хаусботы никто не строит. “Мы сейчас единственные, кто привез в Россию первый настоящий хаусбот. Это шикарная 100-футовая лодка-дом. Мощная, довольно быстрая, с потрясающим уровнем сервиса, сплошной праздник на воде. Было непросто, но все прошло хорошо”, — рассказывает Колтышев. В ближайшее время компания планирует начать производство в России. Хотя очевидно, что этот рынок неразвит, продаж в России мало в отличие от Америки, где дома-лодки весьма популярны для отдыха.
Все же для России плавдачи — отнюдь не диковинка. И речь даже не о самодельных плотах с домиком-бытовкой. Например, в московском водно-моторном клубе “Десант-1” сообщили, что здесь проектируют и строят плавдачи уже в течение десятка лет. Если осенью заказать, к весне дача или дом будут готовы. В год, по словам директора клуба “Десант-1” Павла Кокушкина, бывает 3-5 заказов.
Есть проект плавдачи в трех вариантах: несамоходное судно, самоходное со стационарным двигателем и самоходное с подвесным мотором. Корпус из стали, надстройка — из бакелитовой фанеры, ничего супердорогого. На борту — каюты для проживания 4-6 человек, кают-компания, камбуз, гальюн и душ с умывальником, солярий на крыше надстройки, открытые палубы-веранды в носовой и кормовой частях судна. Осадка такой плавдачи — 25 см, размеры — 12,4 × 4,4 м. В ассортиментном ряду также несамоходная плавучая дача для семейного отдыха на малых реках, озерах и водохранилищах. Она побольше (15-17 × 8,1 м, осадка — 0,3 м), имеет две двухместные спальные комнаты, гостиную, сауну, солярий. Может эксплуатироваться круглый год, имеется автономная система водоснабжения и отопления. На зиму достаточно подтянуть дачу на берег — с этим справится трактор.
Лет 10 назад, по словам генерального директора компании “РЭТур” (“Речной экологический туризм”) Александра Плотникова, идея плавдома для семейного отдыха на воде с уровнем комфорта, к которому привык в своем доме, возникла у группы энтузиастов водного туризма. Образцами такого обустройства послужили жилые баржи во Франции и Голландии, яхты друзей из Германии и Швейцарии, хаусботы Италии и др. — примеров множество, подчеркивает Плотников. В России же, по его мнению, имеющиеся обширные водные пространства на 99% не используются. А комфортность и экологическая чистота водного проживания еще в полной мере не оценены экспертами.
“Причины организационного и финансового порядка мешали приступить к осуществлению этой идеи, — рассказывает Плотников. — Но, общаясь с партнерами, я понял, что нужно плавсредство, отличающееся от всех имеющихся предложений, которые основываются на перестройке грузовых судов либо речных трамвайчиков. На таких плавсредствах технически невозможно создать домашний уют — мешают размеры судов, их состояние (как правило, все они устаревшие)”.
Теперь компания готова выполнять заказы на модульные сборно-разборные самоходные плавдома с высоким уровнем комфорта, которые можно использовать как плавдачи, офис, кафе и ресторан на воде. Дома можно перевозить автомобильным и железнодорожным транспортом и собирать в районе использования.
Исполнительный директор компании “РЭТур” Артем Осадчий добавляет, что плавучая дача (дом) изготавливается под наблюдением и в соответствии с требованиями ГИМС.
Стальной корпус — это три соединенных понтона с высотой борта 0,8 м, шириной 2,4 м, длиной 10,5 м, они образуют платформу площадью 7,25 × 10,5 м. Понтоны имеют поперечные переборки, обеспечивающие непотопляемость, кроме того, благодаря такой конструкции практически не ощущается качка. Хотя полного отсутствия качки можно добиться только на “спокойной воде”. В центральном понтоне симметрично монтируются две цистерны — водоснабжения и сточных вод. Есть все необходимое для швартовки, постановки на якорь и схода на берег. Надстройка — это оснащенные минимально необходимым оборудованием кухня-столовая, спальня, сауна, ванная комната. На крыше обустроено обитаемое открытое пространство — солярий. Автономность — 15 суток.
Площадь палубы — 70 кв. м. Жилая площадь (спальня, кухня-гостиная и санузел) занимает 35 кв. м, баня с предбанником и моечным отделением — 18 кв. м, верхняя палуба — 53 кв. м. Есть еще площадка для барбекю на 18 кв. м, она может заменяться на любое жилое помещение. Итого выходит 124 кв. м полезной площади, резюмирует Александр Плотников.
Такой плавучий дом (модель ПД-1) рассчитан на четырех человек и может эксплуатироваться круглый год. Дом комплектуется
дизель-генератором мощностью 5 кВт, системой отопления, обеспечивается горячей и холодной водой, фановой системой, можно устанавливать стационарный дизельный двигатель или подвесной мотор.
Для производства используются импортные металл, отделочные материалы и оборудование. Производится ПД-1 в свободной экономической зоне в Калининграде, поэтому при ввозе материалов и комплектующих из Европы не уплачиваются пошлины и налоги (НДС). Себестоимость складывается из затрат на материалы и работы, доставку к месту нахождения заказчика, регистрацию в ГИМС и для каждого заказчика рассчитывается индивидуально, говорят в компании.
“Средние затраты можно оценить по общепринятым европейским ценам, принятым в судостроении, — 3,5 евро за 1 кг водоизмещения металлоконструкций, доставка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом (тремя фурами или контейнерами), что составляет в среднем 1,3-1,5 евро за 1 км. Водоизмещение — 13 т, расстояние от Калининграда до, например, Москвы — 1200 км. Если использовать самые простые отделочные материалы, учесть таможенные, налоговые и регистрационные расходы, то средние затраты составят $100 000”, — подсчитывает Плотников. Компания берет на себя регистрацию, т. е. решение всех вопросов юридического характера по легализации ПД.
“Для регистрации плавучего дома на водоемах в московском регионе не требуется регистрация прибрежных участков земли. ПД может швартоваться в любом понравившемся месте”, — подчеркивают в “РЭТур”.
Цена плавдач, изготавливаемых ВМК “Десант-1” — $30 000-70 000. Готовый RiverLife стоит около $200 000. Завод может выполнять по 3-4 заказа в год. По словам Смирновой, на следующий год основной спрос формируют организации, работающие в области туризма. Ян Колтышев говорит, что на Западе цену на плавучие дома прежде всего определяют габариты (длина) судна, а кроме того — имя завода, начинка судна и сезон.
“Первые четыре плавдачи были изготовлены для датчан и сейчас используются во фьордах Скандинавии. Другие наши плавсредства (буровые платформы, паромы и т. д.) также успешно используются в бизнесе, к сожалению, не российских компаний”, — говорит Плотников. Но учитывая, что проблема доступа к земельным ресурсам в окружении основных мегаполисов с каждым годом возрастает, перспектива коммерческого использования плавучих домов вполне реальна, уверен он.
В перспективы плавдач, похоже, верят в “ДМЗ-Камов” в Дубне. Как рассказала Яна Смирнова, дом на воде RiverLife, который выпустил на рынок “ДМЗ-Камов”, представляет собой двухкорпусный теплоход катамаранного типа (без машинного отделения, с двумя поворотными подвесными моторами и двухъярусной надстройкой), предназначенный для отдыха на воде, габариты — 18 × 5,1 м. Судно относится к разряду маломерных и рассчитано на плавание по рекам, каналам, небольшим водохранилищам и озерам со средней интенсивности судоходством, зимний сезон — период отстоя.
На нижней палубе корабля размещены две каюты, душевая, туалет, кухня, бар и гостиная. Наличие бытовых удобств и вместительность помещений соответствуют требованиям, предъявляемым к загородному дому. Корабль оснащен системами вентиляции, кондиционирования, многоуровневой очистки и непрерывной подачи забортной воды, откачки сточных вод. RiverLife также оснащен полноценной кухней со встроенным холодильником, морозильником, керамической электроплитой, двухсекционной раковиной, горячей водой. Дизель-генератор 12 кВт обеспечивает электропитание, а при аварийной ситуации активизируется работа запасных аккумуляторов. Автономное плавание на корабле обеспечено в течение трех суток. Ходовые качества RiverLife — высокая маневренность, осадка — 0,6 м, средняя скорость — 15,5 км/ч. На судне практически не ощущается качки, допускается плавание при высоте волны 1,2 и силе ветра не более 17 м/с.
По информации, размещенной на сайте “ДМЗ-Камов”, на “Салоне яхт и катеров — 2006” были подписаны несколько протоколов о намерениях, до трех кораблей завод строит к следующему навигационному сезону.
По мнению Яна Колтышева, суда проекта RiverLife пока недотягивают до западных стандартов. “Там, как правило, строят полнообъемные суда (а не два поплавка) с высоким уровнем комфорта, отделки, энерговооруженности, и т. д. RiverLife полтора года ищет своих клиентов”, — говорит он.
Плавучие дачники
На Западе много корпоративных хаусботов, в разы больше частных. Статистика для Москвы и Подмосковья отсутствует, пока можно сказать только, что больших плавучих домов практически нет, а плавдач — совсем немного. Точных данных по стоимости эксплуатации также нет.
По словам Павла Кокушкина, плавучие дома заказывают как частные лица, так и дома отдыха. Последние сдают такие домики отдыхающим рыбакам, например, или делают водные аттракционы на основе плавдачи. Частные покупатели — это, как правило, люди, имеющие собственный участок у воды и свой причал. Плавдача нередко превращается в баню на плаву. Кокушкин привел такой пример: сын владельца одного из коттеджей на берегу Пестовского водохранилища сильно досаждал папе шумными гулянками и заказал большую плавдачу специально, чтобы иметь возможность веселиться с компанией вне дома.
“Существующие заоблачные цены на земельные участки с выходом к воде подтолкнули нас к оформлению как отдельного бизнеса идеи плавучего дома для обеспеченных граждан, туристических агентств, яхт-клубов и других организаций, так или иначе привязанных к водоемам”, — описывает потенциальную аудиторию Александр Плотников.
Хотя первоначально “РЭТур” планировал строить плавдачи и сдавать их в аренду, а также организовывать самостоятельно туристические походы на плавучих домах и получать прибыль именно за предоставление услуги. “Но сегодняшнее финансовое положение не позволяет за свой счет строить плавдачи и потом их эксплуатировать. Поэтому в этом году мы предлагаем ПД на продажу и занимаемся поиском инвесторов”, — говорит Плотников. К примеру, по его словам, ведутся переговоры о заказе “плавдеревни” из 15-20 ПД с подъездными путями и стоянками на воде автотранспорта на одном из лесных озер Подмосковья.
Нужен берег
Главная проблема с плавдачей — где ее держать. Павел Кокушкин уверен, что сдерживает спрос именно отсутствие хорошей и доступной по цене инфраструктуры. В существующих на подмосковных водоемах яхт-клубах плата за стоянку взимается в зависимости от длины судна, и получается, что держать в клубе плавдачу обойдется в $300-400 в месяц и более. За те же деньги можно снять на лето дачу в живописном месте.
Кокушкин считает, что у RiverLife на Иваньковском водохранилище в 100 км от Москвы неплохие перспективы, во-первых, благодаря обширной акватории со множеством островков, во-вторых, потому что производитель планирует позаботиться о создании речного клуба и сервисного центра.
“Мы сами оказываем гарантийные и постгарантийные услуги по ремонту. Кроме того, "ДМЗ-Камов" предоставляет свой причал и крытые ангары для зимнего отстоя. Используя эти ресурсы, предприятие планирует реализовать проект по созданию собственного яхт-клуба”, — подтверждает Яна Смирнова. “К счастью, инфраструктура и темпы развития г. Дубны, где расположено наше производство, открывают огромные возможности по осуществлению этого проекта. Интенсивно застраиваются коттеджные поселки, развивается направление водного отдыха и спорта”, — говорит коммерческий директор “ДМЗ-Камов” Дмитрий Панько.
Участники рынка загородной наземной недвижимости перспективы плавдач обсуждают без особого энтузиазма. Наталья Малютина, пресс-секретарь ГК “Вашъ финансовый попечитель” (ВФП), например, говорит, что технически эксплуатация самоходных плавдач в “Рузской Швейцарии” (проект ВФП на 40 000 га в Рузском районе) невозможна — на Рузском водохранилище запрещено использовать моторные суда, допускаются только лодки и парусные яхты. То же самое — на Можайском, Учинском водохранилищах, говорит Валерий Мищенко, директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group.
В концепцию “Рузской Швейцарии” плавдачи попросту не вписываются. По словам Малютиной, помимо того что это может нарушить экологический баланс водохранилищ и рек, генеральный план не предполагает размещение на территории поселков и прилегающих к ним участков на берегу подобных частных плавсредств. “Например, наш первый объект — усадебный комплекс "Бухта Бунино" — это 56 усадеб в стиле модерн с земельным участком от 1 до 3 га. Рядом присутствует яхтенная инфраструктура, "Домик рыбака". Там нет необходимости иметь еще и плавдачу”, — говорит она.
Тарас Нечипоренко, генеральный директор Farm House, впрочем, считает, что, поскольку этот сегмент рынка совершенно не развит, у первопроходцев есть перспективы. “Про возможности эксплуатировать плавучий дом в Москве в свете борьбы с дебаркадерами говорить не приходится, — добавляет он, — а за городом плавдачи уместнее там, где есть судоходство и существуют места стоянок”.
Павел Новоселов, президент компании “Марина Девелопмент”, который профессионально занимается проектированием яхт-клубов, говорит, что каких-то особых технических требований к стоянке для плавдачи, отличных от требований к яхтенной стоянке, нет. Плавдача, даже самая автономная, должна время от времени где-то получать чистую воду, электроэнергию, топливо, и куда-то сдавать отходы. “Возможно, надо говорить о создании городка плавдач, аналогичных организованному коттеджному поселку, где суда будут обслуживать и обеспечивать безопасность пребывания на них. Иной перспективы я не вижу, если не иметь в виду загрязнение водоемов”, — уверен Новоселов. Идея продвигать на подмосковном рынке такие объекты кажется ему сомнительной (как и спрос на плавдачи) и даже вредной, если главные вопросы — “где брать питьевую воду и куда сливать дерьмо” — не будут решены.
В закрытых коттеджных поселках у большой воды организуются свои яхт-клубы, где содержать плавсредства имеют право только владельцы домов. “Но для собственника коттеджа прелесть покупки плавдачи снижается практически до нуля: имея загородный дом в организованном поселке, владелец скорее захочет приобрести яхту, чем еще одну дачу, только на воде. Хотя возможны исключения”, — предполагает директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Вера Лукина.
“Плавучий дом — это, конечно, оригинально, интересно, но непрактично. По затратам на обслуживание — в 1,5-2 раза дороже, чем аналогичный дом в поселке”, — считает Мищенко. Твердь земная и нормальные коммуникации обычного коттеджного поселка пока выглядят привлекательнее и для покупателей, и для девелоперов, соглашается Новоселов.
“Плавдача, может быть, и требует гораздо меньше капиталовложений, чем загородный дом на берегу водоема или моторная яхта аналогичного размера. Но пока в Подмосковье плавдачи не получили широкого распространения, несмотря на кажущуюся выгодность”, — констатирует Вера Лукина.
С ее точки зрения, главное, в чем плавдача проигрывает загородному дому для сезонного проживания, — у плавдачи нет придомового участка. “Значительное число покупателей коттеджей едут за город с детьми, а плавдача не предполагает возможности прогулок по собственной территории. Кроме того, постоянное нахождение на воде некоторые с непривычки довольно тяжело переносят”, — говорит Лукина.
Однако эксперт допускает, что более активное продвижение на рынок альтернативных загородным коттеджам объектов возможно в случае организации в Подмосковье соответствующих условий для их содержания: яхт-клубов, лодочных станций и, возможно, специализированных причалов, вынесенных за рамки коттеджных поселков. Тогда спрос на плавдачи может существенно вырасти за счет потенциальных покупателей сезонного загородного жилья в нижнем ценовом сегменте.
Елена Никитина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU