Реформа ЖКХ выходит на финишную прямую – создаются новые структуры (ГУ ИСы), государственные дирекции готовятся стать частными, а на рынке ЖКХ появляется все больше коммерсантов. Какая ситуация с частными компаниями в Москве? На эту тему мы беседуем с депутатом Мосгордумы Татьяной Портновой.
Об утренних газетах и мыльных пузырях
– Татьяна Арториджевна, весной этого года во многих газетах появилось сообщение, что 90 процентов домов уже выбрали способ управления. А сейчас, наверное, и все 100.
Но в моем доме, например, никакого собрания не проводилось, обзвонил несколько приятелей – у них тоже. Кому нужны эти дутые рапорты?
– Никому. Могу только посоветовать вам, как это сделал профессор Преображенский: не читайте поутру газет, чтобы не забивать себе голову дурными, в данном случае – ложными новостями, и не портите настроение на день. Конечно, ни о каком стопроцентном охвате не может быть и речи. Нас волнует проблема прямо противоположного свойства: пока таких собраний мало, очень мало. Плохие мы собственники! Еще не до конца осознали, что от нашего выбора зависит – хорошо ли нас будут обслуживать. С радостью ли станем возвращаться после работы домой или так и будем морщиться от вида разбитой дорожки, обшарпанного подъезда, немытых лестниц...
– Но ведь сознание так быстро не меняется... И хотя срок выбора компании отложили до 1 мая будущего года, но все равно – удлинить бы его...
– Ни в коем случае! Однажды отложили, и сделали это, кстати, по инициативе московских депутатов, но больше тянуть нельзя. Ведь ЖКХ – это единственная сфера, куда не пришли еще рыночные отношения. Откладывать можно бесконечно. Хватит. В конце концов, люди выбирают компанию для себя. И если у них еще не появилось чувство ответственности за качество своей же жизни в доме, где гарантия, что оно возникнет через год или два? Так что тянуть больше нельзя. Не выберете сами – за вас это сделает управа. И скорей всего это будет знакомая ей дирекция. Но тогда уж не жалуйтесь на огрехи в ее работе. Сами виноваты.
– Кстати, о ДЕЗах. В апрельском постановлении московского правительства № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» ничего не говорится об их преобразовании. Так будут ли они акционироваться? Или их оставят как некую базовую структуру?
– Конечно, будут. И во всех дирекциях – без исключения! – уже идет подготовка к этому процессу. Они станут такими же частными управляющими компаниями, как все остальные. А то, что ничего не говорится об этом в постановлении, естественно. Зачем? Ведь об этом неоднократно сообщалось раньше. Достаточно того, что данным документом вводятся новые инженерные службы – ГУ ИСы, которым поручат управление государственной собственностью. Частная же теперь перейдет полностью в управление коммерсантов.
За что наказали?
– Один тревожащий меня вопрос. Дотации будут положены только тем компаниям, которые работают по госрасценкам. Нет ли здесь дискриминации собственников? Захотели комфортные услуги – видеонаблюдение, а, может, даже и ЧОП? А их за это наказали. Лишили государственной поддержки. Ладно – обидели жильцов, но ведь пострадает и рынок ЖКХ. По сути, вводится регулирование цен. Не уничтожит ли это конкурентную среду?
– За компании не беспокойтесь. Если они взяли в управление дом, а тот еще согласен оплачивать ЧОП, значит, компании сильно повезло. Нашелся хороший клиент, и, чтобы удержать его, она как раз и будет стараться ему угодить. А для этого совершенствовать свою работу. Что же касается дотаций для домов, которые выбирают комфортные услуги, – согласитесь, может ли это нарушить принцип социальной справедливости? Ведь люди могут захотеть мраморные лестницы, дубовые перила, фонтан в холле, да еще аквариум с золотыми рыбками на каждом этаже. Если жильцы в состоянии все это оплатить, зачем им еще городские деньги? А рядом дом, где в основном живут пенсионеры, где при желании люди не могут скинуться даже на домофон, – вот для них и предназначены щадящие городские тарифы. Плюс дотация, которая еще больше облегчит им жизнь.
Поощрение компаний, которые хоть и не предлагают роскошного обслуживания, но делают все качественно и притом укладываются в городские расценки, – это, по-моему, вполне справедливо.
– О бюджетной поддержке. Сейчас за управление домами рассчитывается казна – деньги получают дирекции. По примерным подсчетам, это в среднем 100–150 руб. за квартиру. А придут частные управляющие компании – расходы лягут на жильцов?
– Конечно. Но кто вам сказал, что останется такая же сумма – та, что вы назвали? Она может быть значительно меньше. Все будет зависеть от того, какой договор подпишут собственники с компанией. Вы же на обычном рынке торгуетесь? Почему и здесь не выговорить выгодные для себя условия? Вы – покупатель, заказчик, диктуете вы, а не продавец.
Кто ж не ошибается...
– Это будет первый договор, который жильцы подписывают вообще...
– Именно потому к нему следует отнестись очень ответственно. Надо вдумчиво прочитать каждую строку, если непонятно – потребовать объяснений, если необходимо – посоветоваться с юристом.
– Каковы будут взаимоотношения органов местной власти, в частности, районных управ, – с частными компаниями? В данном случае меня интересует не столько связи двух структур – коммерческой и административной, сколько интересы жителей. А вдруг ошиблись, выбрали не тех управленцев, а в результате – плохое обслуживание, непредусмотренные поборы.
– Не хочу никого пугать, но результат ошибки может быть даже печальнее: компания вдруг исчезнет – со всеми деньгами граждан. Будем надеяться, что такого не случится, но вопрос остается: кому жаловаться? Кто поможет? Только органы правопорядка. Разыщут мошенников – и призовут к ответу.
А вообще государственные организации никакого влияния на коммерсантов оказать не могут, но контролировать должны и будут. Лучше не ошибайтесь – вот и весь совет.
Другое дело – если сама управа выберет компанию. Это, как вы знаете, произойдет в том случае, если к 1 мая 2008 года не раскачаются сами жильцы. Тут уж она будет полностью нести за нее ответственность. И за финансовое состояние, и за качество обслуживания, и за отношение к жалобам жильцов.
– Какой соблазн! Не надо собираться, выбирать компанию, вообще что-то делать... Все, как в старые времена. Не кажется ли вам, что возможен и такой ход мышления?
– Такая логика возможна, но лишь для людей, которые в высшей степени равнодушны к своему дому. Государственная опека, государственный контроль – все это мы проходили. А в результате имеем то ЖКХ, которое имеем.
– Ваш совет – не ошибиться. Легко сказать... А из чего выбирать? Обещали обнародовать список рекомендованных частных управленцев, которых рекомендует правительство Москвы, но его нет до сих пор. Появится ли он вообще?
– Такой перечень, надеюсь, будет издан. Но только никаких рекомендаций! Их и не может быть. Ведь не могут власти нести ответственность за то, что в ресторане, куда вы пришли, вам подали недоброкачественную пищу. Так и управляющие компании. Выбор – и вся полнота ответственности – только за собственниками.
Лучше знать, чем не знать
– При отсутствии информации – это же кот в мешке.
– А кто мешает вам самим собрать информацию? Прежде чем определиться с компанией, собственники должны поинтересоваться, так сказать, ее «кредитной историей», побывать в домах, где она уже работала, поспрашивать жильцов. Узнать, что у нее за душой, иными словами – каким уставным капиталом она обладает. Если окажется, предположим – десять тыс. рублей, а из оборудования – две лопаты и три совка, – бегите прочь. Это явные аферисты. Кстати, список компаний, которые работают в данном округе, есть и сейчас во всех префектурах. Но это все тот же справочный материал.
– Много ли вообще частных управляющих компаний в Москве?
– Точную цифру не назову, скажу лишь – мало. Несколько десятков. Это нелегкий бизнес и не столь прибыльный. Хотя и сопряжен с меньшими рисками, чем другие: он стабилен. Ведь необходимость в управлении, облуживании домов останется всегда – какая бы социально-экономическая погода ни стояла на дворе. ЖКХ – сейчас единственная ниша, еще не занятая частниками. И они придут!
О нашем собеседнике
Татьяна Портнова по специальности – учитель истории и обществоведения. Кандидат политических наук. Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель комиссии по делам женщин, семьи, материнства и детства МГРО партии «Единая Россия».
Автор вышедшей в 2001 году книги «Дар свободы и бремя ответственности: самоуправление в Москве», где на основе практического опыта специалистов городского хозяйства Северо-Восточного округа оцениваются перспективы реформирования муниципальной власти в столице. Среди проблем, затронутых в ней, – содержание и ремонт жилых зданий, благоустройство дворов, формирование районного бюджета, социальная помощь малообеспеченным.
Замужем. Имеет взрослую дочь. Воспитывает крестную дочь, оставшуюся без матери. Живет на Северо-Востоке столицы.
Исаак Глан Квартирный ряд
Статья о недвижимости получена: IRN.RU