Сталинские высотки. На протяжении десятилетий эти семь московских зданий называют только так, и никак иначе. Когда-то Сталин высказал мысль, что истинная задача монументальной пропаганды — увековечить эпоху. Памятником его времени стали высотки.
Сменяются поколения, государственные лидеры и даже само государственное устройство, а здания, олицетворяющие столицу, служащие эталоном стиля, так и остаются — «сталинскими».
«Зубы Сталина»
Почти все московские высотки были построены уже после смерти вождя, однако, без сомнения, в полной мере являются его детищем, его творением. Постановление № 53 Совета министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий» было подписано Сталиным 13 января 1947 года — в год празднования 800-летия столицы.
Практически все источники называют две основные причины принятия такого решения. Во-первых, огромные, устремленные ввысь здания должны были стать символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, отразить мощь державы. Во-вторых, строительство «социалистических» высоток явилось ответом «капиталистическим» небоскребам, которые возводились в США. Стремление не только «догнать, но и перегнать», доказать превосходство СССР над Америкой проявлялось даже в мелочах: западное название «небоскребы» заменили словом «высотки» (которые, кстати сказать, американцы впоследствии прозвали «зубы Сталина»). Что уж говорить об архитектуре — ровным американским «карандашам» противопоставили рвущиеся ввысь ступенчатые башни со шпилями.
Вот как описывался новый советский стиль в публикации газеты «Железнодорожный строитель» за 1953 год: «Архитектура высотного здания у Красных ворот отличается от зарубежных «небоскребов» светлым, радостным характером. Стройное, нарядное здание, облицованное белым камнем, создает впечатление легкости. Ярусная композиция «высотки» — пилоны с богатым карнизом, тонкая профилировка венчающих объемов и декоративные детали на них — решена с учетом лучших традиций русской архитектуры. Красный гранит цоколя, золотое стекло-смальта на шпиле и звезде, скульптурный герб на главном фасаде обогащают наряд этого выдающегося по красоте здания».
Но не только увековечить Победу и «дать ответ» Америке призваны были московские высотки. Обновленная, изменившаяся до неузнаваемости столица должна была стать вечным и великим памятником «отцу народов».
Все выше, и выше, и выше
До начала сталинских преобразований Москва традиционно оставалась малоэтажной в отличие от Петербурга или других европейских столиц. Сравнительно высокими сооружениями белокаменной были церкви и монастыри, жилые же кварталы росли не ввысь, а вширь — место экономить было незачем. Еще в середине XIX века самым высоким в столице был трехэтажный дом генерал-губернатора на Тверской.
Только на рубеже XIX–XX веков стали возводиться шести–восьмиэтажные доходные дома, но их было немного, и еще в начале 1930-х годов средняя высота жилой застройки столицы равнялась всего полутора этажам.
Масштабная сталинская архитектура на фоне старой, приземистой Москвы смотрелась действительно грандиозно. Но важную символическую роль играла не только высота зданий. Расположение высоток было выбрано не случайно: они возведены на пересечении Садового кольца с основными магистралями, которые должны были сходиться в одну точку в самом центре столицы, у гигантского, более 500 м высотой Дворца Советов, который предполагалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя. Несмотря на то что этот проект не был осуществлен, и сейчас высотки определяют облик города, подчеркивают его радиально-кольцевую планировку.
Легенда все еще жива
Первая из семи высоток была построена еще при жизни Сталина, в 1952 году. Это здание МИДа на Смоленской площади. Его авторы — архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. В центральной, самой высокой части здания — 27 этажей, ее высота 172 м. На фасаде установлен железобетонный герб СССР общей площадью 144 кв. м.
До сих пор жива легенда о том, что последний ярус здания «не настоящий» и сделан из фанеры. Якобы затраты на сооружение высотки подсчитали неправильно, а доложить об этом и попросить дополнительных средств не решились. Вот и соорудили последний этаж в виде «макета»: все равно туда комиссия вряд ли доберется. Конечно, достоверность этой версии вызывает большие сомнения, а вот другая история выглядит вполне правдоподобно. Говорят, что венчающая здание МИДа башенка со шпилем не была предусмотрена замыслом архитекторов — ее внес в проект лично Сталин. Именно его архитектурным пристрастиям обязаны своими шпилями и остальные высотки.
Всего на год позже МИДа была построена следующая многоэтажка — гостиница «Ленинградская» на площади трех вокзалов. Спроектировали 26-этажное здание высотой 136 м архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий. Их творение должно было напоминать стиль московского барокко, который получилось воплотить не столько во внешнем облике здания, сколько в роскошном внутреннем убранстве. Именно за это авторы потом и поплатились: не терпевший «украшательств» Хрущев лишил их впоследствии Государственных премий.
Вторая расположенная в высотке гостиница — «Украина» — открывается взорам пассажиров, прибывающих на Киевский вокзал. В здании, находящемся в начале Кутузовского проспекта, высотой 200 м (29 этажей) разместилось около тысячи гостиничных номеров, а в двух жилых «крыльях», примыкающих к основному корпусу, — по 500 квартир. Строительство гостиницы, спроектированной архитектором Аркадием Мордвиновым при участии Вячеслава Олтаржевского, было завершено в 1957 году.
Высотное жилое здание на Кудринской площади, построенное в 1954 году по проекту авторов Нового Арбата, архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, у большинства москвичей старшего поколения ассоциируется прежде всего с «Гастрономом». Когда-то помимо «дефицитного» магазина в высотке был кинотеатр, парикмахерская, почта, гаражи — все для удобства жителей, попасть в число которых было недостижимой мечтой для «простых смертных». Помните, в каком восторге были героини фильма «Москва слезам не верит», когда переезжали в высотку на площадь Восстания? Ведь проживание там было свидетельством принадлежности к элите, самому высшему обществу.
Центральная башня здания имеет 22 этажа и увенчана шпилем, ее общая высота составляет 156 м. Немного ниже боковые корпуса — 18 этажей. В оформлении здания использовались национальные русские традиции: шатрообразное завершение высотки напоминает памятники московского барокко. Кроме того, на здании разместилось множество скульптур и барельефов, среди их авторов — знаменитый скульптор Михаил Аникушин.
«Главные» высотки и вопрос престижа
Административно-жилое здание у Красных ворот (архитекторы Алексей Душкин, Борис Мезенцев) печально известно тем, что построено на месте дома, где родился Михаил Лермонтов. Расположена эта высотка на самой высокой точке Садового кольца.
Но господствующую высоту занимает стоящее особняком главное здание МГУ им. Ломоносова. Возведенное в 1953 году по проекту архитекторов Льва Руднева, Сергея Чернышева, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова здание — самое высокое из семи столичных высоток. Его высота 240 м, центральная часть насчитывает 36 этажей. Шпиль венчает девятиметровая звезда. На здании МГУ находятся крупнейшие в мире часы, барометр и термометр. Они установлены на башнях 18-этажных боковых корпусов. Диаметр циферблата часов — 9 м, а длина минутной стрелки — 4,13 м. О гигантском масштабе сооружения говорят и другие цифры: в главном здании МГУ 68 пассажирских лифтов, если вытянуть лифтовые шахты в одну линию, получится туннель длиной около 4 км. Всего в здании 27 корпусов — не только учебных, но и жилых.
Пожалуй, по степени «знаменитости» со зданием МГУ может сравниться только высотка на Котельнической набережной. Жильцов в построенную архитекторами Дмитрием Чечулиным и Алексеем Ростковским многоэтажку подбирали тщательно — одних знаменитостей: народных артистов, Героев Социалистического Труда, писателей, ученых.
Сверхпрестижным считался этот дом не только из-за жильцов: в нем были большие квартиры с высокими потолками, роскошные интерьеры, самое современное на тот момент техническое оснащение, вся необходимая инфраструктура — гараж, спортплощадки, почта, кинотеатр, сберкасса, магазин.
Правда, на сегодняшний день жилье в высотках утратило свою изначальную ценность: то, что казалось современным полвека назад, сегодня безнадежно устарело и никак не вписывается в понятие «элитное жилье».
Возможно, это положение хотели исправить создатели восьмой высотки, построенной в «сталинском» стиле, — это недавно возведенный на Соколе жилой комплекс «Триумф-Палас» — самый высокий в Европе, который внешне напоминает силуэты предшествовавших ему строений и позиционируется как «элитный». «Связь поколений», честно говоря, довольно сомнительная, но лучше уж пусть восьмая высотка размещается за пределами исторического центра, чем у самых стен Кремля, как это предусматривал не до конца воплощенный в жизнь сталинский план.
Елена Мамонова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU