Программа «Новое кольцо Москвы» — один из самых радикальных городских проектов последнего десятилетия, обещающий до неузнаваемости преобразить архитектурный облик столицы. Новые высотки, среди которых будут жилые, офисные и административные комплексы, поставят Москву в ряд ведущих современных городов мира.
Гонки по вертикали
Жестко ограничив (и совершенно правильно) высотность новых домов в центре Москвы, городское правительство решило, что в т.н. серединном поясе (вся территория между центральной частью и МКАД) высотные дома просто необходимы. С архитектурной точки зрения они выполнят роль «маяков» – будет за что зацепиться глазу среди типового панельного однообразия.
Ну и, конечно, сугубо меркантильные соображения: больше этажей – значит, больше метров, которые являются живыми деньгами.
В 1995–1996 гг. НИиПИ Генплана по заказу Корпорации «Конти» разработал «Концепцию размещения многофункциональных высотных комплексов в серединном и периферийном поясе г. Москвы». А в 1998–2000 гг. вышел ряд постановлений городских властей, которыми создавалась Городская комплексная инвестиционная программа «Новое кольцо Москвы». Для обеспечения финансирования, строительства и дальнейшей эксплуатации высоток учреждалась управляющая компания – одноименное ОАО, единственным учредителем которого стало городское правительство.
Первоначально предполагалось, что до 2015 г. будет построено 15 домов высотой 30–40 этажей, причем все – силами «Конти». Поэтому президент этой корпорации Тимур Тимербулатов и стал генеральным директором ОАО «Новое кольцо Москвы». Однако затем произошло то, что, в общем-то, неизбежно при рыночной экономике: высотные дома стали строить и другие игроки рынка, получая участки на аукционах и не согласуясь с этой городской программой. Так на карте города появились объекты «ДОН-Строя»: «Алые паруса», «Триумф-Палас», «Воробьевы горы». 30 мая 2003 г. Т. Тимербулатов сложил с себя полномочия гендиректора ОАО «Новое кольцо Москвы», и «Конти» теперь участвует в программе на условиях, общих для всех инвесторов.
На сегодняшний день программа предусматривает создание в Москве 60 многофункциональных комплексов (архитекторы называют их «высотными зонами»), в которых планируется построить около 200 зданий высотой более 30 этажей. В августе прошлого года состоялся очередной аукцион по продаже инвестиционных контрактов: лот на строительство 35-этажной административной высотки площадью 47 тыс. кв.м с двухуровневой подземной парковкой на Алтуфьевском шоссе, 54 достался ЗАО «Инстройтекс», заплатившему $6,9 млн. Участок по адресу Семеновский переулок, вл. 21 за $9,4 млн. приобрела фирма «Викаинвест». Третий лот – на строительство административно-жилого комплекса высотой от 24 до 33 этажей и площадью 97 тыс. кв.м в проезде Серебрякова – был снят с торгов без объяснения причин. Кроме того, стало известно, что мэр Юрий Лужков подписал постановление о возведении еще четырех экспериментальных высотных комплексов: на Дмитровском шоссе, вл. 11–13 (жилой комплекс), Преображенской площади, вл. 8 (административно-офисный центр), Профсоюзной улице, вл. 156 (многофункциональный комплекс) и Новоясеневском проспекте, вл. 5–13 (многофункциональный комплекс). К участию в тендере по этим объектам уже приглашены американские и японские проектные компании, создано совместное предприятие с одной из зарубежных фирм.
На самом деле высоток будет, конечно, значительно больше заявленного: сегодня в рамках программы построено только два здания (43-этажный «Эдельвейс» на Давыдковской улице и «Вертикаль» на Ленинском проспекте). А всего в Москве уже сейчас не менее полутора десятков высотных объектов, включая уже названные дома «ДОН-Строя», «Капитал Груп» и других застройщиков.
Не страшно?
С самого начала реализации у программы «Новое кольцо» появились оппоненты. Критиковали программу по разным причинам – иногда откровенно надуманным, иногда важным. Вряд ли стоит всерьез относиться к возражениям, что высотки испортят облик Москвы – если говорить о том самом «серединном поясе», то там и портить особенно нечего. Или что возведение небоскребов экономически невыгодно (дескать, затраты на сооружение перевесят доходы от полученной площади). В конце концов, застройщики – не дети малые, за своей выгодой последить в состоянии. Если они берутся за проект – значит, он им интересен.
Еще критики говорят, что наши почвы не годятся для высотного строительства: самый известный на сегодня город небоскребов, Нью-Йорк, стоит на скальных породах, тогда как в Москве в основном глина. Но, с другой стороны, напоминает Вячеслав Тимербулатов, директор по маркетингу компании «Конти», есть еще и Чикаго, построенный на болотах, а также города на песчаных островах среди моря в Японии и странах Юго-Восточной Азии. Да и небоскребами наши здания можно назвать с большой натяжкой: в мире давно возводят 100-этажные строения, а у нас будет всего 30–45 этажей.
Куда более серьезно выглядят опасения, касающиеся качества строительства. В сталинские годы, к примеру, при всех прочих недостатках при возведении зданий, которые должны были стать визитной карточкой города, у архитекторов не было необходимости экономить. Для возведения «семи сестер» в недрах различных министерств создавались проектные институты, конструкторские бюро, дирекции строительства и прочие структуры, работавшие в режиме строгой секретности. Для проведения строительных работ в те годы никому бы и в голову бы не пришло пригласить полуграмотных таджиков, а строители знали, что за украденный кирпич можно сесть лет на десять.
Сегодня все, мягко говоря, иначе. Сообщения о том, что на таком-то строящемся объекте упал марш лестницы или от обрыва троса улетел в шахту лифт, вообще приходят с периодичностью раз в 2–3 месяца.
И авторы, и девелоперы новых проектов божатся, что у них-то все под контролем, и правительство Москвы говорит, что разрабатывает единые СНиПы (строительные нормы и правила) для высотного строительства. О том, что это действительно принесло пользу, можно будет с уверенностью сказать только лет через 50.
На восток!
Высотные дома – это, конечно, жилье не элитное, но и не типовое. Это добротный бизнес-класс, который приобретают люди далеко не бедные. В результате такие дома прекрасно распродаются в западной половине Москвы, хуже – на севере и юге.
А в огромной дуге босяцкого востока, идущей примерно от Измайлово до Чертаново, пока никаких небоскребов возводить не планируется – коммерческие застройщики понимают, что там такой товар продать будет практически невозможно. Это, конечно, бьет по амбициозным планам – программа «Новое кольцо Москвы» на деле получается совсем не кольцом, а лишь рваным полукругом.
Где пасует частный капитал – выручает бюджет. На состоявшейся в марте этого года 12-й выставке «ДОМЭКСПО» глава столичного Стройкомплекса Владимир Ресин объявил, что в рамках программы будут строиться высотки с социальными квартирами – теми, что бесплатно предоставляются нуждающимся.
Все бы хорошо, но отношение «социальных» жителей к собственным домам известно давно и всем. Выбитые стекла, расписанные лестницы и лифты, сожженные кнопки – это портрет типичного социального дома.
В многоэтажных «муравейниках» все риски, связанные с вандализмом, возрастают пропорционально высоте и населенности дома. Однако хочется верить, что новые высотки, будь то коммерческие объекты или социальные, такая участь не постигнет.
Владимир Абгафоров Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU