На очередном заседании правительства Москвы, которое состоялось в начале недели, была рассмотрена и одобрена Концепция развития Центрального административного округа на 2008 -2012 годы, разработанная префектурой ЦАО. Это необычный документ, и не только потому, что такие комплексные, масштабные проекты в Москве раньше не разрабатывались. Главная его особенность, как подчеркнул на заседании правительства Москвы мэр столицы Юрий Лужков, состоит в том, что Концепция развернула взгляд на перспективу развития и центра, и города в целом с административного уровня на москвичей. Он отметил, что эта Концепция имеет все основания, чтобы и другие префектуры посмотрели на свое развитие с позиций жителей. Так в чем же особенность этого документа и что в результате его реализации ждет москвичей?
Об этом наш разговор с префектом Центрального административного округа Сергеем БАЙДАКОВЫМ.
- Сергей Львович, чем отличается Концепция развития Центрального административного округа, скажем, от привычных программ социально-экономического развития или каких-то других документов, которые принимаются на перспективу?
- Отличается в корне. Концепция - это первый системный шаг в комплексном подходе к решению городских проблем. Есть еще один очень важный момент. Концепция развития Центрального административного округа разработана не только на основе анализа существующих городских и окружных перспективных планов и программ социально-экономического развития, но с привлечением к анализу ситуации в округе широкого круга экспертов, специалистов, представителей профессиональных сообществ и общественности. В основу выделенных в Концепции приоритетных направлений развития округа на ближайшие пять лет положены результаты углубленного изучения общественного мнения. При ее подготовке были проведены специальные социологические исследования, с помощью которых удалось лучше понять, что думают о проблемах округа, как видят основные задачи его развития жители центра Москвы и те москвичи, которые приезжают в центр города работать, учиться, отдыхать или делать покупки. Надо отметить, что если в Центральном округе постоянно живут 700 тысяч человек, то ежедневно приезжают сюда по делам более трех миллионов! И вот что интересно: мнения самих жителей округа и тех, кто ежедневно бывает в центре, в основном совпадают. Это очень важно. Это говорит о том, что налицо взаимная интеграция горожан из различных округов столицы, появление единой или сходной шкалы ценностей по отношению к историческому, культурному и деловому центру Москвы.
- Какие проблемы больше всего волнуют москвичей, что выявил опрос?
- Первое место по остроте и актуальности разделили две проблемы, которые напрямую связаны между собой: экология и транспорт. На втором месте стоит проблема парковки автомобилей, нехватка гаражей. Проблематика потребительского рынка уходит на второй план и уже не так сильно волнует жителей. Это естественно: сказывается целенаправленная работа по созданию в округе сети социальных магазинов шаговой доступности... В результате в Концепции развития ЦАО выделены семь приоритетных направлений и на первом месте стоит «Новая транспортная стратегия».
- Это серьезно, это такая наша головная боль! Но как сделать столицу проезжаемой, особенно ее центр, и экологически чистой? Поговаривают о том, что будет вводиться плата за проезд в центр. Как вы к этому относитесь?
- Должен сказать, что отношусь к этому отрицательно и надеюсь, что не придется прибегать к этой мере.
- Что же делать?
- Я уже много раз говорил, что не существует волшебной палочки, по мановению которой все как-нибудь устроится. Этого не будет. Нужны комплексные меры и усилия не только окружных, но и городских, и федеральных органов власти. И все наши предложения детально отражены в Концепции. Понятно, что масштабная модернизация, перепланировка и расширение улиц в центре города, как правило, нереальны. Значит, надо искать другие пути решения проблемы. Один из них - опережающие темпы освоения подземного пространства, конечно, с учетом ограничений, накладываемых сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием массы уже построенных подземных сооружений и коммуникаций. Следующая позиция: прекращение офисного строительства в Центральном округе. Это решение уже принято правительством Москвы. Кроме того, необходимо сделать общественный транспорт более удобным и привлекательным для всех, кто приезжает в центр города. Тогда люди смогут сами, добровольно отказаться от езды по центру на личном транспорте. Нужны перехватывающие парковки, многоярусные гаражи, необходимо развивать транспортно-пересадочную инфраструктуру вне пределов Центрального округа и даже Москвы. Концепция предусматривает создание новых деловых,, административных, торговых центров города в зоне Третьего, а в перспективе и Четвертого транспортного кольца. Все это будет способствовать и децентрализации транспортных потоков. Люди получат работу в своих округах, и им не придется каждый день ездить в центр. Конечно, необходимо совершенствовать схемы организации дорожного движения. Это включает в себя и строительство подземных переходов, и организацию одностороннего движения на некоторых улицах округа и бессветофорного - на Садовом кольце. Концепция предусматривает использование зон отчуждения и объектов железных дорог, более системное и интенсивное использование для нужд города транспортного потенциала рек, в том числе предполагает возможность привязки к набережным и маршрутам водного транспорта дополнительных пересадочных узлов городского наземного транспорта. Необходимы и экономические меры. Например, внедрение системы стимулов для приобретения горожанами малолитражных и экологически чистых автомобилей, включая скидки и льготы при приобретении и аренде парковочных и гаражных машино-мест в центре.
- В самом деле, маленькая машинка и места занимает немного. В Париже, например, на улицах практически не видно огромных джипов и длинных лимузинов. Видимо, люди уже поняли, что это неудобно, да и налоги на большую машину там велики. Значит, и нам надо пересаживаться на каблучки - «Смарты»?
- Наверное, в этом случае припарковаться в центре будет значительно легче. Конечно, надо учитывать опыт крупных столиц, которые так или иначе пытаются решить транспортные проблемы, но Москва - город самобытный. Что еще? Нельзя пускать в центр транспорт, не отвечающий экологическим требованиям, а существующие ограничения въезда на территорию округа для большегрузного транспорта должны действовать более эффективно. Это станет определенным стимулом к использованию малогабаритных автомобилей различными фирмами и предприятиями.
- Сергей Львович, должна признаться, что уже не первый год не езжу в центр на машине. Можно сказать, добровольно отказалась. Но поверить, что все горожане последуют моему примеру, не могу. Вы верите?
- Я уже говорил, что необходимо создать перехватывающие стоянки на подступах к центру и добиться, чтобы общественный транспорт стал эффективным, комфортным, привлекательным и приоритетным на наших дорогах. Чтобы по ним могли беспрепятственно проехать не только троллейбусы и автобусы, но и машины экстренных служб, что сегодня очень проблематично. «Скорая помощь», пожарные должны иметь возможность оперативно помогать людям. Для этого нужны отдельные полосы движения. Это тоже предусмотрено Концепцией. И мы надеемся, что именно на территории ЦАО будут реализованы пилотные проекты общегородской системы выделенных полос общественного транспорта на основных магистралях.
- И вы думаете, что кому-нибудь на крутом «Мерседесе» не захочется «прикинуться» троллейбусом и прокатиться с ветерком по этой полосе?
- Возможно, но до первой встречи с административными и экономическими санкциями, которые должны быть достаточно жесткими и работать. А в результате и повысится ответственность каждого за соблюдение правил и законов.
- А как быть, если человеку все же надо приехать в центр на машине, бывают такие ситуации - груз, покупки, больной человек... Где ее поставить?
- Работа наземных парковок будет упорядочена, включая инвентаризацию ведомственных и офисных парковок с их частичным переводом в систему городских и общедоступных. И я уже говорил: будем строить подземные парковки. Впрочем, примеров уже достаточно. Можно упомянуть современную парковку на Новорогожской улице на 300 машино-мест.
- Сергей Львович, думаю, читатели нас простят, что так много времени мы уделили транспортной проблеме, но ведь они сами считают ее главной. Давайте поговорим об экологии. Что можно сделать с нашим воздухом? Очень хочется вдохнуть чего-нибудь чистого, вкусного.
- Этого хочется всем. Для москвичей в целом и жителей центра в частности проблемы транспортной перегруженности и неблагоприятной экологической обстановки воспринимаются как взаимосвязанные и требующие комплексного решения. Сегодня именно автомобильные выхлопы дают более 80 процентов всех загрязнений в ЦАО.
Транспортные проблемы создают экологический и психологический дискомфорт, связанный с повышенным уровнем шума, формированием неестественных загрязнений, снижением возможностей естественного воспроизводства окружающей среды. Таким образом, решая проблему транспортную, мы уже делаем среду более комфортной. Но это еще не все. Концепцией предусмотрено ускоренное развитие принципов рекреационного использования озелененных территорий, которые расположены вблизи жилых домов. Нельзя допускать сокращения таких зеленых зон, причем они не должны огораживаться, так как это может привести к разрушению инфраструктуры единых общественных пространств города. Системная и стратегическая задача развития округа - сохранение и увеличение природоохранного и рекреационного потенциала целого ряда крупных территорий природного комплекса, имеющих общегородское значение. Это Бульварное кольцо, сад «Эрмитаж», усадьба Трубецких в Хамовниках, Нескучный сад, Чистые пруды, парк культуры и отдыха имени Горького, парк «Таганский»... Необходимо поддерживать экологический баланс водоемов, расположенных в центре, включая малые реки. И здесь очень важно обеспечить взаимосвязь приоритетных направлений Концепции с общегородской схемой реабилитации прибрежных территорий и программой комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки, развития аналогичных подходов в реабилитации малых рек и водоемов центра города. Да, свободных площадей в округе недостаточно, а это значит, что надо более масштабно применять вертикальное, контейнерное и «крышное» озеленение и цветочное оформление.
- Не погрешу против истины, если скажу, что за последние годы центр сказочно похорошел: великолепные цветники начиная с ранней весны и до поздней осени, чистенькие, ухоженные дворы, новые детские игровые и спортивные площадки...
- Во многом это - результат реализации в округе городской программы «Мой двор, мой подъезд». И она останется одной из приоритетных. Радует то, что у жителей округа появилось чувство хозяина и желание не только видеть вокруг себя красоту и порядок, но и многое делать своими руками. А беспокоит невысокое качество экологической культуры в обществе. Это особенно очевидно в центре столицы, где, как я уже говорил, концентрация «дневного» населения достигает трех миллионов человек. Излишне говорить о том, что одни люди не умеют себя вести в общественных местах, а другие от этого страдают. Надо просто повышать общую культуру. В направлении Концепции «Путь к экологическому равновесию» предусмотрен целый ряд мер, и мы уверены, что они положительно скажутся на экологической ситуации. Могу привести еще один пример: скажем, дом идет на слом. Раньше на его месте непременно появилось бы офисное здание или жилье. Сегодня, в рамках Концепции, мы будем рассматривать каждый конкретный адрес. И если будет возможность, зона останется свободной и на ней появится зеленая площадка для отдыха жителей. Это - приоритетное направление, и оно отражено в Концепции.
- Сергей Львович, в начале нашей беседы вы сказали о семи приоритетных направлениях развития округа. Мы подробно поговорили о транспортной стратегии и экологии. Давайте назовем остальные направления.
- Это - «Лучшее качество жизни людей», «Центр истории и культуры», «Общественная безопасность», «Центр экономического развития и финансовой деятельности», «Эффективное управление и самоуправление центра столицы». Цели и задачи по каждому из них ориентированы на комплексное решение задачи создания нового качества и комфорта жизни для всех москвичей.
- Концепция - это проект, не отягощенный цифрами, финансами, конкретными адресами, другими словами, общее направление развития. Что дальше?
- Постановлением правительства Москвы префектуре Центрального округа поручено разработать проект плана реализации Концепции и прогноз обеспечения его финансовыми средствами. Эта работа будет вестись с участием отраслевых департаментов и комитетов Москвы. Проект будет рассмотрен Департаментом экономической политики, после чего - правительством Москвы. Материалы и предложения Концепции будут использованы при актуализации Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года, разработке и корректировке целевых программ, нормативных правовых документов и проектов законов города Москвы, касающихся развития Центрального административного округа, а также при формировании прогнозов социально-экономического развития столицы.
- Как вы относитесь к словам Юрия Михайловича Лужкова о том, что аналогичный документ должен быть разработан в каждом столичном округе?
- В каждом округе есть свои особенности и проблемы, каждый по-своему уникален, но очень важно посмотреть на перспективное развитие глазами жителей, москвичей.
- К слову, Концепция будет обсуждаться с жителями?
- Концепция развития Центрального административного округа на 2008 - 2012 годы - документ, открытый для широкого обсуждения, и оно будет проводиться в интересах всего города. Общественное обсуждение Концепции пройдет как с постоянным населением округа, так и с «дневным», включая участие в нем представителей политических партий, общественных, ветеранских, молодежных организаций, профессиональных союзов, бизнес-сообщества, местного самоуправления. А с текстом Концепции можно будет ознакомиться на страницах специального выпуска окружной газеты «Москва Центр» и в Интернете, на официальном сайте префектуры Центрального административного округа. Будет обеспечена и обратная связь. Мы готовы к сотрудничеству.
- Сергей Львович, можно опубликовать адрес сайта?
- Это будет очень полезно.
- Спасибо за интервью.
Hаталия Славуцкая Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU