Глава строительного комплекса Москвы Владимир Ресин в очередной раз рассказал журналистам о ситуации в подведомственной ему отрасли. Несмотря на то, что ничего кардинально нового чиновник не рассказал, интерес к мероприятию был довольно велик. И это понятно – жилищный вопрос волнует каждого из нас. И тем, кто вложился в покупку очередной квартиры в расчете на будущие дивиденды, он также небезразличен, как и тем, кто думает, как бы накопить хотя бы на "однушку" в Бутово.
Исходя из этого, вполне можно было предположить, о чем В.Ресина будут спрашивать со 100-процентной вероятностью.
Конечно, о ценах на столичную недвижимость. Все знают, что в прошлом году они выросли в среднем на 50 проц, и в те же полтора раза они поднялись за шесть месяцев этого года.
И если раньше В.Ресин заявлял, что с ценами столичная власть поделать ничего не может – рынок есть рынок – то теперь тональность его высказываний несколько изменилась. Еще полторы недели назад в ходе традиционного субботнего объезда строительных площадок он заявил: "цены на недвижимость в Москве взвинчены до неприличных пределов". Конечно, заставлять строителей искусственно сдерживать их московское правительство не собирается, но порекомендовать им сбавить темпы накрутки В.Ресин собирался в ближайшем будущем. Теперь же он еще раз назвал цены "бешеными" и крайне завышенными. "Мы ушли от плановой системы. Ценами управляет не социализм, а капитализм", - констатировал чиновник.
Но обвинил в этом он не только строителей, но и самих покупателей. Спрос на жилье в Москве превышает предложение, и, несмотря на то, что кривая стоимости постоянно ползет вверх, желающих купить это самое жилье меньше не становится. Многие приобретают квартиры впрок, тем самым усугубляя дефицит предложения на рынке и, соответственно, "задирая" цены, считает глава строкомплекса. "Сегодня 70 проц россиян ринулись в Москву покупать квартиры", - сказал он. При этом земли под строительство больше не становится. Сейчас в Москве практически не осталось новых районов застройки. Строятся только в бывших промзонах или в таких проблемных районах, как Бутово. Новостройки появись в Щербинке, пос.Северный, Марфино и Жулебино. Конечно, задействованы и площади из-под сносимых пятиэтажек. Но затраты на расселение их жильцов, ложащиеся на инвесторов строительства, явно не способствуют удешевлению того, что строится на месте "хрущоб". Как не парадоксально, отчасти виноваты в росте спроса сами строители. Вернее, работники строительных фирм, в которых, если верить В.Ресину, сейчас работать очень выгодно. Средняя зарплата на московских стройках сейчас составляет около 20 тысяч рублей, но часто она доходит и до 60 тысяч. И вот эти деньги плюс премиальные, полученные от работодателей за добросовестный труд, строители стремятся вложить в наиболее ликвидный инструмент инвестирования – жилье. С ними конкурируют выходцы из нефтеносных регионов, преуспевающие бизнесмены, и все, у кого есть средства. В результате застройщики получают возможность бесконтрольно взвинчивать цены, а рядовые москвичи, зарабатывающие по общероссийским меркам неплохие деньги, вынуждены откладывать мечту о квартире "в долгий ящик".
Кстати, именно рост цен на недвижимость побуждает москвичей покупать дорогие иномарки. Сейчас в очередь на популярные Ford Focus или Honda Civic надо записываться минимум за полгода, с более престижными моделями ситуация та же. По мнению исследователей, обнаруживших эту закономерность, такой всплеск "автомании" связан с тем, что люди отчаиваются накопить на квартиру, и вкладывают деньги в машины, надеясь хоть так улучшить качество жизни. Надо заметить, этот способ вложения не самый прибыльный. Автомобиль, даже самый хороший, требует вложений, и чем дальше, тем больше, для него необходимы гараж и страховка. А через несколько лет его вряд ли удастся продать по стоимости покупки – ведь автоконцерны постоянно обновляют модельный ряд, и вчерашняя новинка через несколько лет перестанет быть таковой.
Но вернемся к жилищным проблемам. В ближайшем будущем снижения цен на недвижимость не предвидится. "Мы не можем превратить город в каменные джунгли", - проинформировал прессу В.Ресин, отвечая на вопрос, сможет ли город увеличить количество новых квартир. Вышеперечисленные проблемы явно никуда не "испарятся" в ближайшем будущем. Равно как не перестанут расти цены на строительные материалы. По оценке главы столичного стройкомплекса, только цемент за последнее время подорожал почти вдвое. И хотя это не главный фактор роста цен на недвижимость, свою роль в удорожании он тоже играет. И вряд ли московская власть будет законодательно удерживать застройщиков в ценовых рамках. Даже если она будет решительно настаивать, то скорее добьется того, что цены прекратят свой рост "на бумаге". А на деле покупатели будут рассчитываться с продавцами совсем другими суммами. Но пока о реальных мерах, которые правительство города может применить к уменьшению темпов роста жилья, говорить не приходится – их попросту нет.
В.Ресин предпочел заострить внимание на деятельности строительных организаций. Прежде всего, он отчитался о том, что уже сделано. За 6 месяцев текущего года годовой план выполнен приблизительно на 50 проц - таким образом, все идет в срок и в полном объеме. В планы городских властей внесла коррективы ситуация с обманутыми дольщиками. Пришлось увеличить темпы строительства, с тем, чтобы к 2008 году дома для пострадавших от недобросовестных застройщиков были сданы в эксплуатацию. О положительных сдвигах в отрасли говорит и то, что количество звонков на "горячую линию" с жалобами на недостатки в новостройках в первом полугодии уменьшилось до 532 обращений. Для сравнения, за аналогичный период 2005 г поступило 661 обращение, а в 2004 г их было 828 за 7 месяцев.
Но есть и отрицательные моменты. Как известно, с 1 января 2007 года в силу должны вступить изменения в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающие отмену лицензирования в сфере строительства. Чиновник раскритиковал это нововведение, заявив, что бесконтрольная деятельность строительных организаций может привести к негативным последствиям. По его мнению, после отмены лицензирования в отрасль придет огромное количество непрофессионалов. Поэтому требования, предъявляемые строительным организациям при выдаче лицензии необходимо ужесточить. Для иллюстрации В.Ресин привел пример с обманутыми дольщиками, "купившимися" на обещания некомпетентных застройщиков. "В "Мастерке" работали не аферисты, а отставные военные, полковники и подполковники, которые решили, что легко могут заработать деньги на строительстве. А в итоге тысячи людей оказались в сложнейшей жилищной ситуации", - напомнил он. До сих пор не все, желающие "податься в строители" понимают, с какими сложностями можно столкнуться в этой сфере.
Аналогичной точки зрения придерживаются многие эксперты рынка. По их оценкам, общество пока не готово к отмене лицензирования в строительной сфере. Этот шаг может повлечь за собой выход на рынок компаний-однодневок, что не исключает появления новых жертв строительных пирамид. Ведь нынешняя система контроля за строительными организациями во многом держится на различных профессиональных союзах и ассоциациях. Вряд ли им окажется под силу держать в поле зрения все существующие и вновь возникающие строительные фирмы.
Однако есть и другое мнение. Сегодня наличие лицензии вовсе не гарантирует качественную работу строительной компании. Ведь для создания строительной фирмы достаточно наличия четырех специалистов, а процедура получения лицензии довольно проста. Строго говоря, получить ее можно и незаконными путями. К тому же сейчас по закону ничто не мешает мошенникам, оставшимся без лицензии, тут же открывать новую организацию. Поэтому вопросы надежности застройщика целесообразно было бы отдать в руки страховых организаций, которые будут контролировать качество проектов. Именно так поступают на Западе, где развитая страховая сеть снижает риски для инвесторов оказаться в заложниках у какой-нибудь очередной "пирамиды".
ПРАЙМ-ТАСС
Статья о недвижимости получена: IRN.RU