Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Вячеслав Заиканов: московские высотки не провалятся

 

Вячеслав Заиканов: московские высотки не провалятся

 

 

Разговоры о том, что Москва «проваливается под землю», давно будоражат воображение столичных жителей. Масла в огонь подливает вид покосившихся строений с просевшим фундаментом в историческом центре города и череда известных всем обрушений. Многие склонны видеть причину в сложном для строительства геологическом строении территории города.

Рассказать о том, что же на самом деле представляет собой «подземная» столица, мы попросили заведующего лабораторией геоэкологии Москвы, кандидата геолого-минералогических наук Вячеслава Заиканова.
— У вашей лаборатории довольно сложное название, которое неспециалист вряд ли поймет.

загрузка...

 

 

Расскажите, пожалуйста, что составляет основу вашей работы и что означает термин «геоэкология»?
— Основное направление деятельности нашей лаборатории — это выявление причин и характеристика негативных процессов, которые протекают в геологической среде. И, как следствие — определение способов их нейтрализации, разработка рекомендаций.
Геоэкология — это изучение экологических проблем, которые возникают в связи с хозяйственной деятельностью человека в геологической среде. Сюда относятся оползни, карстово-суффозионные процессы. Вторая группа изучаемых нами вопросов связана с гидрогеоэкологическими проблемами — процессами, происходящими в подземных водах (загрязнение, изменение уровня вод).
— Что представляет собой территория Москвы в геологическом отношении?
— Она по своим геологическим характеристикам достаточно сложна. Около трети городских земель (35%) занимает долина реки Москвы. К югу от нее лежит так называемая Теплостанская возвышенность — наиболее высокая по рельефу местность. К северу и к востоку от русла Москвы-реки расположены водно-ледниковые территории, которые образовались несколько десятков тысяч лет назад после отступления ледника.
Когда на земли будущей Москвы пришли люди и стали строить город, они долгое время не учитывали те процессы, которые происходили в геологической среде. К примеру, бессистемно пользовались водой — сначала источником была река, потом стали строить подземные водозаборы, бурить скважины. Это не могло не сказаться на состоянии геологической среды.
Кроме того, в результате строительства произошло преобразование рельефа местности: были засыпаны естественные дренажные системы — овраги, ручьи (раньше на территории города их было 360, сейчас — около 50). А ведь они способствовали освобождению от вод, которые образовывались в результате дождей и таяния снегов. Все это привело к нарушению водного баланса.
В последние десятилетия хозяйственная деятельность стала чрезвычайно активной. Это не только массовое строительство на периферии, но еще и уплотнение застройки в центре города, что приводит к активизации потенциально опасных геологических процессов. На территории Москвы их три: оползни, карстово-суффозионные процессы и подтопление.
— Давайте поговорим более подробно о каждом из них.
— В настоящее время в Москве насчитывается 15 оползневых участков. При этом различают глубинные оползни, которые связаны с длительным геологическим развитием и захватывают большие территории — сотни метров по фронту и десятки метров в глубину. Такие участки в Москве есть, но пока они не очень активны. Существуют и поверхностные оползни — небольшие по размеру, расположенные на телах глубинных оползней. На данный момент они наиболее опасны.
На территории Москвы сейчас один из самых серьезных в этом отношении участков — Воробьевы горы. Там присутствуют и глубинные, и поверхностные оползни. Не зря высотку МГУ сначала планировалось возводить на бровке террасы, но когда проанализировали, что может случиться, если расположить здание на краю, то решили сместить его на 700–800 м вглубь. И оно благополучно стоит там с 1953 года до сих пор. Оползневые процессы на Воробьевых горах охватывают территорию протяженностью около 2 км вдоль реки Москвы: от церкви Троицы в Воробьеве до Нескучного сада.
Раньше все желающие могли подняться с набережной на смотровую площадку на эскалаторе, который сейчас не работает. Он был проложен вдоль одного из самых опасных участков, и смещение пластов грунта привело к деформации его механизма. Много лет была закрыта и станция метрополитена «Воробьевы горы». Это связано с тем, что тоннель, идущий в сторону станции «Университет», находится в оползневом теле. Над ним расположен проспект Вернадского, и динамическое воздействие движущихся поездов и автомобилей приводит к активизации подвижек грунта.
В последнее время на Воробьевых горах велось активное строительство. Была оборудована горнолыжная трасса, подъемник, разрабатывались проекты ряда других объектов. Но столь интенсивно осваивать эти склоны нельзя. Строить по большому счету можно везде, но необходимо учитывать все геологические особенности территории. Надлежащая подготовка очень трудоемка и требует больших финансовых вложений. Поэтому строительство на оползневых склонах чаще всего бывает просто нецелесообразно. Лучше такие территории использовать как рекреационные, то есть в качестве зон отдыха.
Помимо Воробьевых гор опасны в оползневом отношении Коломенское (участки вдоль Москвы-реки), Борисовские пруды (там несколько лет назад прорвало коллектор в результате подвижки оползневых тел) и некоторые другие районы. Раньше за ними постоянно велось наблюдение, отчасти сохранившееся и теперь, но объем финансирования этих работ невелик.
— В чем заключаются причины описанных вами процессов? Это чисто природные явления, или они вызваны хозяйственной деятельностью человека?
— Изначально территории, о которых я говорил, были опасны в оползневом отношении. Но активизация негативных процессов в настоящее время связана именно с хозяйственной деятельностью. Например, на тех же Воробьевых горах построили лыжную трассу для скоростного спуска с искусственным оснежнением. Но для оползней самым опасным фактором, вызывающим их, является вода. Так вот, за сезон на склон под трассой в виде снега попадало дополнительно 11 тыс. т воды. Хорошо, что сейчас принято решение прекратить искусственное оснежнение.
— Раз уж мы заговорили о воде, расскажите, пожалуйста, из-за чего происходят подтопления и в чем их опасность?
— Большинство зданий в Москве (особенно — старой застройки) имеют ленточный фундамент. Когда дома строились, до уровня фундамента вода не доходила, грунты были сухие. Надо сказать, что несущая способность грунтов зависит от влажности. В какой-то момент вода, которая находилась на глубине четырех-пяти метров, начинает подниматься и постепенно доходит до нижнего края фундамента. Прочность грунтов, оказавшихся в воде, значительно уменьшается. В результате здание начинает деформироваться, появляются трещины.
Этот процесс достаточно распространен в столице. Сейчас постоянно подтоплено около 40% территории города. Еще 20% подтопляется сезонно. Правда, не на всех этих землях расположены какие-либо сооружения, среди них — участки Лосиного острова, Измайловского парка, Кусково и др. Основная причина подтопления — утечки из водонесущих подземных коммуникаций. Для примера приведу несколько цифр. По официальным данным, в Центральном округе столицы подобные утечки составляют 4 л/с на 1 кв. км. Много это или мало? Посчитайте, сколько литров воды прольется «мимо» за минуту, час, месяц, год. Объемы получаются впечатляющие. Ведь это добавляется к тому, что накапливается за счет атмосферных осадков. Ливневая канализация работает у нас не слишком хорошо. Дополнительную опасность представляет и то, что огромные спальные районы — Отрадное, Лианозово, Орехово-Борисово и другие застраивались очень быстро, то есть коммуникации укладывались примерно в одно время. Представьте себе, что они одновременно начнут выходить из строя...
Вторая причина подтопления — засыпка естественных дренажных систем — ручьев, оврагов. Кроме того, пути подземных вод перегораживаются различными сооружениями — сильно заглубленными фундаментами, подземными гаражами и т. п. В результате избыток воды поднимается вверх, происходит разуплотнение грунтов, потеря ими несущей способности.
Сильно подтоплен Северо-Восточный округ, есть достаточно большие участки с близким к поверхности залеганием грунтовых вод в Восточном округе, на северо-западе (особенно рядом с Тушинским районом), в центре. Большая часть таких земель приходится на пойму реки Москвы. К подтопленным относятся Нагатинская, Филевская поймы, отдельные участки Серебряного бора.
— Как можно противостоять этой опасности?
— Если проектируются новые здания, необходимо перед началом строительства провести так называемое строительное водопонижение, а во время эксплуатации возведенного здания — пристенный дренаж вокруг него. Если же наблюдается подтопление существующего строения, есть несколько путей решения проблемы: восстановление гидроизоляции подземных участков здания, отвод ливневого стока, обязательный ремонт подземных коммуникаций.
— Какой из геологических процессов, наблюдающихся на территории столицы, наиболее опасен?
— Московская земля изначально предрасположена к карстово-суффозионным процессам. Карст — это растворение горных пород под воздействием воды. Есть соляной карст, гипсовый, карбонатный (последний как раз и наблюдается на территории Москвы). Геологическое строение территории города очень неоднородно, иногда карстующаяся толща известняков составляет несколько десятков метров по вертикали. Известняки залегают под водоупорами — большим пластом глин юрского периода. Вода сквозь них не проникает и не растворяет лежащую ниже породу. Но это — идеальная картина.
На территории города есть участки, где водоупор из глины размыт. В частности, это относится к долине Москвы-реки. Его заменили песчаные толщи, которые легко фильтруют воду. Коэффициент фильтрации песков иногда достигает 30 м в сутки. Именно с такой скоростью дождевая вода или утечки из подземных коммуникаций могут достигать глубины, на которой залегают известняки. Вода сразу вступает с ними во взаимодействие и постепенно их растворяет. Процесс этот идет медленно, но в результате образуется полость, куда начинают оседать верхние слои грунта. Толща песков проваливается туда, образуя на поверхности воронку.
Такое в Москве уже было. Еще с начала 70-х годов отмечалось образование карстово-суффозионных воронок на Хорошевском шоссе. Сначала там провалилось дерево, потом частично обрушился дом. Поэтому сейчас в заключении, которое необходимо получить строителям перед возведением здания, должно быть указано, существует ли опасность карстово-суффозионных процессов. То же самое и в отношении подтоплений.
— Какие еще участки города подвержены карстово-суффозионным процессам?
— Районы станций метро «Беговая», «Полежаевская». Наиболее безопасный в этом отношении участок — юг города. Теплостанская возвышенность помимо водоупорных глин юрского периода перекрыта мощными слоями глин ледникового происхождения.
— В районе станции метро «Полежаевская» сейчас ведется большое строительство. Насколько реальна опасность того, что новые здания окажутся в центре воронки, образовавшейся в результате карстово-суффозионных процессов?
— Есть специальные инструкции, которые определяют надежность размещения того или иного сооружения на территориях с карстово-суффозионными процессами. Сначала необходимо выяснить состояние конкретного участка. Для этого в районе, где планируется строительство, проводятся исследования, данные передаются проектировщикам. Они в свою очередь решают, что нужно делать. Как я уже говорил, строить можно везде, главное — принять все меры для укрепления здания. Например, в качестве фундамента использовать плиту, которая будет предохранять дом от провала.
Любой строительный проект в столице проходит множество экспертиз. В частности, обязательно даются заключения о геологическом строении участка, о пригодности территории к застройке, об ограничениях, которые должны учесть проектировщики. Без этого строить в Москве нельзя.
— Неоднократно звучали рассуждения о том, что московские грунты подвижны: при рытье котлованов близлежащие пласты грунта «стекаются», чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. В результате проседают соседние здания. Насколько обоснованны такие версии?
— Действительно, когда котлован роется рядом с уже существующими зданиями, может произойти подвижка грунтов, и старые здания начнут деформироваться. Чтобы этого избежать, стенки любого котлована обязательно укрепляются. В особенно сложных случаях фундамент строится методом «стены в грунте». Это дорогостоящий, но самый эффективный способ. Он исключает любые деформации и не оказывает влияния на гидрогеологические условия. Наиболее часто этот метод используется на подтопленных территориях.
Если вместо него использовать строительное водопонижение (откачивание воды из котлована), уровень воды снижается не только в пределах застраиваемого участка, но и на близлежащих территориях. Это тоже может вызвать осадку и деформацию соседних зданий. Поэтому при проектировании обязательно производятся расчеты зоны влияния при строительном водопонижении и мониторинг деформации близлежащих зданий. Могу с уверенностью сказать: сползания грунтов никто не допустит.
— В соответствии с программой «Новое кольцо Москвы» в столице планируется построить около 200 высотных зданий. Насколько это безопасно с точки зрения геологии?
— Высотные здания могут представлять потенциальную опасность. Поэтому за всеми уникальными сооружениями ведет наблюдение специальная организация — Мосгоргеотрест. В принципе если небоскребы не станут размещать в долине Москвы-реки, если будут проведены все необходимые исследования отведенных под застройку территорий и учтены их особенности, то строить можно. Главное — найти для этого подходящие участки.
— В последнее время Москва активно растет не только вверх, но и вглубь. У многих этот факт вызывает серьезные опасения...
— Мне встречались проекты строительства 14–15 подземных этажей. К счастью, они не были реализованы — это действительно недопустимо с точки зрения безопасности. Но в целом подземное строительство вполне возможно и оправданно. Надо лишь избегать потенциально опасных участков. К ним, например, могут относиться палеодолины — то есть древние долины, по которым раньше протекала река. На территории города их выявлено две — Татаровская и Мневниковская. Они для освоения подземного пространства наиболее опасны, поскольку в них стекаются подземные воды — они служат чем-то вроде коллектора. Если «попасть» многочисленными подземными этажами в подобную зону, могут возникнуть серьезные проблемы.
Тем не менее хочу вас успокоить: действующими СНиПами определено количество исследований, которые необходимо провести перед любым строительством. Чем опаснее участок — тем больше испытаний. Помимо федеральных норм специально для территории Москвы разработаны городские строительные нормы, в которых учтены местные особенности. И если в 50–60-е годы еще возможны были промахи и недостаток научных изысканий, то сейчас такое категорически исключено. То количество экспертиз, которые проходит каждый проект, исключает возможность серьезных ошибок.


Елена Мамонова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вячеслав Заиканов: московские высотки не провалятся":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Московский Международный фестиваль «Мини-Автомобиль 2006»

В Москве на Поклонной горе проходит (с 27 по 31 мая) второй по счету Московский Международный фестиваль «Мини-Автомобиль 2006». Фестиваль проводится под эгидой Правительства Москвы и призван повысить интерес москвичей и жителей ближайшего Подмосковья к небольшим автомобилям. По мнению мэра Москвы, Юрия Лужкова, если народ пересядет на такие авто, то дорожная ситуация на улицах столицы существенно улучшится.

» Американскии автомобили - 2693 - читать


Быть или не быть московским таксистом?

Похоже, нынче работать в такси (профессионально) идут неудачники или люди, по разным причинам не сумевшие найти себя в современных рыночных дебрях. Правда, могут работать водителем такси в Москве только самыерасторопные, если хотите — пронырливые и выносливые люди. Способные не вылезать из-за “баранки” по 12—14 часов кряду, соблюдая при этом все меры предосторожности и не забывая о заработке.

» Корейские автомобили - 5783 - читать


Московский автосалон может разочаровать

С 25 по 31 августа в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне проходит 8-я Московская Международная выставка "Мотор Шоу - 2004". Если кто-то ходил на автосалон в Москве в прошлом году и был приятно удивлен большому количеству выставленных новеньких серийных иномарок и даже концепт-каров, то его может ждать разочарование. Несмотря на то, что организаторы пишут в названии автосалона слово «международный», он таковым не является.

» Корейские автомобили - 2557 - читать


Московский автосалон обрадовал и разочаровал

Сегодня в Москве открылся 5-й Российский международный автосалон, который стал самым представительным за всю историю. Напомним, что в прошлом году Москву проигнорировали практически все крупнейшие мировые производители, так что 2001 год стал своеобразной реабилитацией. Но тем не менее, мировых премьер практически нет – все фирмы решили подождать с новиками до начала сентября, когда начнется салон во Франкфурте.

» Немецкие автомобили - 2091 - читать


Новые московские высотки пойдут с молотка

Программа строительства высоток "Новое кольцо Москвы" набирает обороты: 10 июня пройдет первый аукцион по продаже прав на проектирование и строительство трех зданий. В конце этого года на конкурс будут выставлены еще шесть высоток.

» Строительство жилья - 1961 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Строительство жилья » Вячеслав Заиканов: московские высотки не провалятся

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru