Недавно Госдума во второй раз отодвинула срок старта жилищно-коммунальной реформы - депутаты приняли в первом чтении поправки к Жилищному кодексу, откладывающие на год крайний срок, до которого обитатели каждой городской многоэтажки должны выбрать способ управления собственным домом. Московская городская дума не только поддержала это решение, но и отчасти его инициировала.
Все последние месяцы перед Новым годом почти в каждом подъезде Москвы царила "предвыборная лихорадка" — недоумевающие жители получали пухлые конверты с приглашениями на собрание по выбору способа управления домом или общались с техником-смотрителем из ДЕЗ, скороговоркой требовавшим "расписаться вот тут" (в протоколе о проведении собрания в заочной форме). Все эти канцелярские хлопоты были связаны с положением Жилищного кодекса о том, что до 1 января 2007 года жители каждого многоквартирного дома должны выбрать, как будет управляться их дом. По закону можно выбрать один из трех способов: управление общим собранием собственников, товариществом собственников жилья (ТСЖ) или посредством управляющей компании.
От этого выбора зависело очень многое — будет ли тепло в квартирах, чисто в подъездах, безопасно во дворах, а также то, сколько граждане будут платить за "коммуналку" и насколько честно станут тратиться эти деньги.
Однако оказалось, что москвичи практически поголовно не готовы участвовать в "жилищной демократии" — в лучшем случае они приходили на собрание или не подписывали документов, в худшем — выкидывали извещение или просто подмахивали не глядя любые бумаги.
Таким образом, необходимость сразу брать на себя ответственность за благополучие своей многоэтажки оказалась непосильным бременем для большинства горожан. Не готовы к жилищной революции оказались и законодатели — например, основные процедуры передачи жилого дома его жителям не прописаны ни в каких законодательных актах. Но самое главное, что коммунальные монополисты — ДЕЗы оказались не готовы к тому, чтобы расстаться с жилищной властью. А частных управляющих компаний, способных заменить неэффективные государственные структуры, пока не появилось в достаточном количестве. Мосгордума осознала положение вещей первой и обратилась к федеральным законодателям с предложением перенести срок выборов управляющих компаний как минимум на три года.
— Совершенно очевидно, — полагает спикер Мосгордумы Владимир Платонов, — что необходим перенос сроков введения в действие положений Жилищного кодекса РФ, касающихся организации управления многоквартирными домами. Спешить не стоит. Процесс должен быть продуманным и основательным.
Недавно стало известно, что Госдума перенесла "час Х" на 1 января 2008 года, то есть на то, чтобы подготовиться к старту жилищно-коммунальной реформы, у страны есть еще год.
Ирина Фролова Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU