Три направления подмосковной коттеджной архитектуры (эклектику 90-х, все эти потрясающие воображение разностилевые дворцы-монстры, мы в расчет не берем) на сегодняшний день сформировались довольно четко: шале, американо-канадский стиль и различные вариации на тему прошлого.
Домик высоко в горах…
Шале – швейцарский горный домик с большой открытой террасой. Этот архитектурный стиль зародился в снежных Альпах, и потому вполне подходит и для подмосковных зим – хотя горных массивов в среднерусской полосе, конечно, поискать.
Среди отличительных особенностей домов-шале – простота конструкции, минимум отделки, дерево и камень – как 2 основных строительных материала. Как правило, классические шале оштукатуривают известью; кровля же делается из деревянных пластин или дранки.
Цокольный этаж традиционно возводят из камня, а все последующие — из массивного бруса сосны или лиственницы. Под покатой крышей располагается мансардный этаж со скошенным потолком. И, конечно, настоящее шале немыслимо без большой открытой террасы, которая является скорее придомовой территорией, нежели частью здания.
Что касается внутренней отделки дома, тут, как уже говорилось, основным принципом является отсутствие лишних деталей и чрезмерной декоративности. Изысканность подчинена практичности, в интерьере используются только натуральные, «экологические» материалы – главным образом, дерево. Грубо оштукатуренные и побеленные стены украшаются панелями из древесины и даже просто обработанными досками. Цвета густые и сочные, располагающие к покою и максимально естественные. Американский архитектор и японский минимализм.
Американская мечта
Следующей в нашем списке (но не по степени популярности) идет американо-канадская архитектура. Ее яркий представитель – Фрэнк Ллойд Райт, чьи проекты стали примером для множества загородных домов не только в России. Райт за более чем семьдесят лет своего творческого пути сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Он выдвинул принцип органичной, целостной архитектуры, являющейся неотделимой частью природной среды, окружающей человека. Им была сформулирована и идея непрерывности архитектурного пространства, прием свободного плана.
Постройки "а-ля Райт" невелики и отчасти напоминают японский дом – нет ничего ненужного и несущественного, нет множества элементов, все предельно просто. Строения стремятся к гармонии с окружающей средой, пластично вписываются в окружающее пространство (вспомним знаменитый райтовский «Дом над водопадом»). Хорошим примером американо-канадского стиля в подмосковной архитектуре будет коттедж с низкой горизонтальной кровлей, большим количеством окон, большими свесами (то есть выступающими за основной контур дома частями крыши). Внутренняя отделка таких домов в идеале должна быть как можно проще, в качестве доминанты особенно хорош камин, который можно расположить в центре гостиной.
История в современном изложении
Что касается исторического стиля, не стоит обольщаться: речь пока что не идет о возрождении отечественной архитектурной традиции в масштабах отдельно взятой Рублевки. Это скорее стилизация архитектуры разных периодов истории Западной Европы: готики, ренессанса, барокко, классицизма… В целом, всем этим стилям свойственна пышность, торжественность, роскошь, динамичность.
У многих готический стиль ассоциируется со средневековыми соборами и небольшими домами – как на старинных улочках Западной Европы. На деле же в загородных домах вы не увидите ни темноты, ни малых масштабов. В современной трактовке это большие светлые строения с ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Цвета – желтый, красный, синий. Окна вытянутые, часто с разноцветными витражами. Нередко делается веерный свод с опорами, сложный лиственный орнамент, проектируются высокие залы.
Ренессансу и барокко свойственен пространственный размах, текучесть сложных, криволинейных форм, величественные светлые строения. Формы строгие, круглые крыши с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, высокие и просторные залы, сводчатые потолки. Вычурный фасад, растительный декор – неотъемлемая часть этих стилей. Во внутренней отделке отмечается стремление к величию и пышности: массивные парадные лестницы, колонны, резной орнамент, взаимосвязь элементов оформления.
И последний в списке четко сформировавшихся на сегодня подмосковных стилей – это классицизм. Здесь все рационально. Цвета насыщенные, линии строгие, формы четкие. Сами конструкции массивные, устойчивые, монументальные. В интерьере – сдержанный декор, колонны, статуи, ясность планировки и мягкость цветов. Четкость планировки переходит и на организацию садов и парков. Вообще, классический особняк без парка – лишь слабая фантазия на тему классицизма, поэтому хозяева элитных домов соревнуются и в создании парков. Но это уже совсем другая история…
Юлия Палеха, Анна Соловьева Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU