Рождению замысла этого дома предшествовала довольно необычная история. К архитекторам Татьяне Мироновой и Валерию Чугунову пришел заказчик и сказал: «У нас большая дружная семья, мы хотели бы жить в одном доме и для этого приобрели участок, на котором такое здание можно построить». При более тесном общении с клиентом исполнителям проекта стало ясно, что ему нужен загородный дворец, в котором каждая семья большого, состоящего из представителей нескольких поколений клана имела бы собственную мини-квартиру с холлом, спальней, детской и санузлом.
Проектирование дома велось с нуля. Торжественно-мажорной увертюрой проекта стала роскошная двухмаршевая лестница, украшенная люстрами и канделябрами, ковкой и лепниной, перилами и ступенями из красного дерева.
Эта доминанта своими плавными линиями объединяет все три этажа и сразу раскрывает интерьер во всей его красе.
Через нарядный холл первого этажа, минуя парадную лестницу, мы попадаем в главную зону дома. Она представляет собой огромный, залитый светом трех хрустальных люстр обеденный зал, который по периметру украшают стилизованные колонны. На паркетном полу, украшенном сложным флористически-геометрическим рисунком, в окружении тридцати мягких стульев расположился изготовленный на заказ по эскизам авторов проекта стол из красного дерева. Вокруг него на строго определенных местах за трапезой собирается около тридцати родственников. При приеме гостей стол можно раздвинуть и посадить за него до пятидесяти человек. Отделенная колоннами часть обеденного зала с мягкой мебелью, просматривающаяся вдоль высоких овальных окон, служит местом для послеобеденного общения.
Четырехстворчатый портал в стиле модерн отделяет обеденный зал от оснащенной всем необходимым кухни. С противоположной стороны за таким же порталом находится выдержанная в стиле обеденного зала каминная, которая сообщается с курительной зоной, имеющей выход в сад. На этом же этаже – большой кабинет хозяина и приватная зона старейшего члена семьи. Поднявшись на второй этаж, мы сначала попадаем в малую гостиную, где вся семья отдыхает, смотрит телевизор, любуется зимним садом. На втором этаже расположились несколько фактически мини-квартир. По оси этажа находится выделяющаяся своей парадной дверью хозяйская спальня с холлом, гардеробной и санузлом. Рядом с ней апартаменты сына и дочери. Далее симметрично расположены две мини-квартиры родственников с холлом, спальней, детской и туалетом. Третий этаж занимают четыре мини-квартиры, подобные тем, что находятся на втором. С элегантного балкона третьего этажа просматривается все трехсветное пространство центральной части интерьера.
На вопросы корреспондента журнала М&D отвечает известный московский архитектор, руководитель архбюро Татьяна Миронова.
– Татьяна, спроектированный вами дворец с такими сложными декоративными решениями совершенно нетипичен для Подмосковья. Наверняка в работе над этим проектом вы сталкивались с определенными трудностями. Что из задуманного вам удалось осуществить и чем пришлось пожертвовать?
– Подобных дворцов в Подмосковье действительно мало. Но, откровенно говоря, мы могли бы размахнуться гораздо шире и осуществить намного больше творческих задумок, если бы не ограничения бюджета. Очень часто заказчик не может полностью реализовать в доме свою мечту, потому что изначально не представляет себе, в какую сумму это может обойтись. Дело в том, что хорошие, особенно импортные, материалы и высококлассные, выполненные на заказ декоративные работы стоят очень дорого. Поэтому я на первых встречах спрашиваю заказчика: «Сколько вы реально можете вложить в данный проект?» Без ясного ответа на этот вопрос невозможно строить дальнейшие планы. Что же касается самой концепции этого дома и ее реализации, то здесь авторского видения оказалось гораздо больше, чем идей заказчика. Однако следует признать, что наш первоначальный замысел все же отличался от того, что получилось в действительности. В частности, изначально мы хотели убедить хозяев принять концепцию жилища в роскошном русском модерне. Он даже просматривается в стилистике начала парадной лестницы. Но заказчик настоял на максимальном приближении к классике, поэтому нам пришлось пойти на некий микс модерна с классикой.
– И в итоге получился уникальный загородный дом со всеми признаками большого стиля. А было ли связано присуждение вам Национальной премии «Стиль года – 2006» в номинации «Архитектура и дизайн» в том числе с этим объектом? Насколько для вас важны премии, дипломы и другие знаки общественного признания?
– Вероятно, Национальная премия «Стиль года – 2006» могла быть связана и с этим домом, поскольку она присуждена за умение работать в разных стилях. При этом было отмечено, что сегодня в Москве немногие архитектурные бюро могут одинаково безупречно выполнять проекты в различной стилистике. Что касается моего отношения к общественному признанию, то, вообще говоря, одобрение – стимул прогресса. В детстве только мамина похвала двигала меня вперед. По-моему, тот, кто говорит, что не любит награды, кривит душой. Общественное признание свидетельствует о том, что тебя отметили. Следовательно, ты что-то умеешь и чего-то стоишь. И это, конечно, приятно, хотя зазнаваться не стоит.
– Говоря о стилистике, хочется вспомнить слова историка моды Александра Васильева о том, что «стиль устремлен в вечность, в то время как мода обречена на забвение». Насколько это утверждение справедливо применительно к архитектуре загородного дома? Что сегодня определяет главное стилистическое направление в загородном строительстве?
– Наверное, можно согласиться с такой точкой зрения. Мода меняется и периодически повторяется, возвращаясь к нам в несколько измененном облике. А вот стиль действительно может быть вечным – если все построено грамотно и пропорционально, то красота с годами не исчезнет. Что же касается современного загородного строительства, то, по-моему, у нас нет никаких доминирующих тенденций. Например, многое из того, что сегодня можно увидеть на Рублевке, вызывает чувство досады. А ведь место уникальное – сосны, река, чистый воздух, живописный пейзаж. Конечно, хорошо, когда появляются коттеджные поселки, где возводятся дома в схожей стилистике. Пусть только будет как можно больше разнообразных поселков. Вместе с тем мне, в частности, нравится «Николино», в котором собраны дома совершенно разных стилей, но которые очень органично вписались в окружающий ландшафт и прекрасно смотрятся за своим невысоким заборчиком.
– Да и на Пяловском водохранилище возводятся дома по проектам известных архитекторов, каждый из которых имеет собственный почерк.
– Такой эксперимент, несомненно, весьма интересен с той точки зрения, насколько каждый автор способен выразить себя. Возьмем, к примеру, ВВЦ, где можно и по сей день увидеть выставочные павильоны, отличающиеся стилистикой и характерными национальными мотивами. Подобный опыт очень важен, если в проекте принимают участие талантливые авторы. Кстати сказать, здания в классике более устойчивы к воздействию времени. А вот технологии использования того же стекла в минимализме устаревают уже в процессе строительства дома.
– А верно ли, что в минималистическом интерьере дорогие материалы менее заметны, чем в роскошной классике?
– В действительности они очень даже заметны. Например, качество исполнения предметов минимализма итальянской фирмой Promemoria достигает уровня модерна. Это, в частности, характерно для дизайна всевозможных аксессуаров, включая предметы из бронзы, дерева или камня. Едва взглянув на бронзовые ручки минималистических комодов, выпускаемых этой фирмой, сразу понимаешь, какие они на самом деле дорогие.
– Именно такие предметы обстановки должны служить доминантой интерьера?
– Наряду с планировкой, основное в интерьере загородного дома или городской квартиры – это правильная расстановка акцентов. При этом главным из них должен быть самый дорогой или наиболее оригинальный предмет. Это может быть все что угодно – люстра, камин, рисунок на мраморном или паркетном полу и т.д. Доминанта, как правило, мотивирована общим замыслом и является той самой «печкой», от которой начинается движение и постепенно раскрывается весь интерьер.
– У вас есть весьма оригинальные проекты общественных зданий, в частности комплекс строений МИДа Казахстана в Астане. Вот где архитекторам есть возможность развернуться, как в свое время это удалось Оскару Нимейеру в новой столице Бразилии. Как сложилась судьба вашего проекта?
– Вследствие конкурентной борьбы двух строительных компаний нам не удалось реализовать этот интересный проект. В нем мы хотели отразить национальную историю, подчеркнуть культурные традиции народа Казахстана. Например, мы использовали мотив юрты в чистом поле. Все это органично смотрелось в сочетании белого и синего колорита. К сожалению, для реализации был выбран проект в традиционной классике, которая не слишком уместна в той архитектурной и культурной среде.
– К счастью, в вашем портфолио гораздо больше реализованных проектов – от частного жилья до многопрофильного Дворца торжеств на Воробьевых горах. С каким объектом – частным или общественным – вам интереснее работать?
– С любым. Это разные плоскости, поэтому автору полезно переключаться с одного вида творчества на другой. Дома люди строят для жилья, хотя образ жизни бывает разный. Одним хочется в собственном доме пафоса или эпатажа, а другим – спокойствия и уюта. В отличие от частного жилища, при проектировании ресторана или какого-нибудь другого общественного заведения, куда люди приходят лишь на время, у автора особых ограничений нет, поэтому возможностей «поизвращаться» у него здесь значительно больше.
– И поскольку творческая жизнь архитектора интересна, прежде всего, своим многообразием, то крепкий профи с готовностью берется за любой проект, не так ли?
– Да, поскольку нас в учили всему. По большому счету, мы и не должны отказываться от различных заказов. Каждый клиент имеет право на собственный стиль жизни, и мы обязаны предоставить ему то, что он желает. И умело справиться с любой задачей. При этом чем «матёрее» становится архитектор, тем меньше заказчик вмешивается в творческий процесс. Он чувствует авторитет и опыт архитектора, полностью ему доверяет и дает возможность работать в широком диапазоне. Поэтому я не понимаю архитекторов, которые выбирают единственный стиль и идут по этой накатанной дорожке. Это скучно и неинтересно.
Юрий Королев Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU