C 1 января 2006 года вступила в силу новая система расчета налога на землю. Вполне обоснованно владельцы коттеджей, дач, загородных участков считают, что теперь налог вырастет существенно для их кошелька. Однако, пока все еще платят по старому - бюрократическая система оказалась традиционно неспособна быстро перестроится и подготовить необходимые методики, реестры и документы. Поэтому, скорее всего, массовое взимание "нового" налога на землю начнется только в 2007 году. Например, в Московской области губернатор Борис Громов уже рекомендовал главам муниципальных образований отсрочить сбор платежей по земельному налогу до 1 ноября 2006 года.
Новый порядок взимания налога на землю предполагает, что он будет напрямую зависеть от кадастровой стоимости земли, которая, в свою очередь, тоже зависит от ряда параметров: местоположения, инфраструктуры, категории и т.п.
Между тем, определение кадастровой стоимости земли во многих регионах еще не завершено. В отличие от них Московская область кадастрирование уже завершила - а, значит, для каждого участка определена стоимость, причем теперь она не может быть изменена в течение трех лет. Однако, хотя стоимость земли фиксирована, сам налог на нее может меняться в силу того, что он зависит от коэффициентов, которые устанавливают на местах главы муниципальных образований и советы депутатов. Законодательство регламентирует лишь максимальный размер коэффициентов. Местные власти по своему желанию могут установить низкий коэффициент в первый год и постепенно его повышать.
Однако владельцы земель опасаются, что максимальная ставка будет установлена сразу (что уже и произошло во многих районах Московской области) и плата за участки может вырасти в сотни раз - с сотен рублей до десятков тысяч рублей. Стремление местных властей взять по максимуму объясняется тем, что часть земельного налога идет в местный бюджет и составляет немалую его часть. На эти поступления местный бюджет сможет ремонтировать дороги, коммуникации и решать иные задачи.
Губернатор области, опасаясь реакции сотен тысяч владельцев загородных участков уже раздраженных горьким опытом повышения тарифов ЖКХ и пенсионной реформы, попросил местные власти `еще раз внимательно изучить ситуацию, установить всех землепользователей вне зависимости от формы собственности и назначить при начислении земельного налога справедливый коэффициент`. Кроме того, он обязался `провести ревизию всех распоряжений и постановлений глав муниципальных образований Московской области, касающихся нового порядка начисления земельного налога`, что, возможно, приведет к снижению в ряде районов уже установленных коэффициентов.
Мешает реальному взиманию `нового` налога на землю то, что до сих пор не на все участки местными властями установлены землепользователи, рассчитаны суммы налога исходя из кадастровой стоимости и коэффициентов - а ведь еще предстоят этапы распространения платежных квитанций, отслеживания платежей, поиска неплательщиков, исправления многочисленных ошибок в расчетах.
Шульков Иван, руководитель отдела инвестиционного консалтинга и аналитики компании `Усадьба` считает, что перед тем как новая система взимания налога на землю заработает в полной мере, должна также пройти так называемая `дачная амнистия`. `Логика проста - регистрируются все незаконные постройки, земельные участки без штрафов и пеней, а после этого реестр объектов пополняется многократно, то есть будет подготовлена более объемная база для налогообложения` - отмечает он.
Хая Плещицкая, руководитель юридического департамента `МИАН-агентство недвижимости`, отмечает, что налогоплательщиками налога на землю являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Т.е. даже те землепользователи, которые пока не оформили собственность на землю, налог за нее также будут платить по новой схеме.
Сколько же реально будут платить владельцы участков?
Лола Юлдашова, юрист компании `Терра-недвижимость` поясняет, что для земель сельскохозяйственного назначения под жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства и или личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества коэффициент максимальный установлен как 0,3% от кадастровой стоимости. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель. Например, для садоводства ставка может быть 0,05%, а для земли под индивидуальным жилищным строительством (ИЖС) - 0,3%, то есть максимальная. Ставка же по землям иного назначения (промышленность, поселения) может достигать 1,5%, т.е. если загородный участок находится на землях поселений, он может обойтись хозяину в 5 раз дороже, чем на сельскохозяйственных.
Платежи существенно вырастут. Ведь раньше налог считался от `смешной` нормативной стоимости, а теперь от кадастровой, которая порой может превышать рыночную стоимость, особенно в дальних районах Подмосковья. Поэтому, как отмечает Лола Юлдашева за земельный участок в 16 соток в Солослово на Рублево-Успенском шоссе, за который владелец платил 550 рублей, по новой системе расчета придется платить 8000 рублей, т.е. налог вырастет в 18 раз. За участок 24 сотки в Одинцовском районе, расположенном на землях поселений придется платить 32724 рубля в год. Поскольку кадастровая стоимость земель наиболее высока именно на престижных направлениях и именно на них более всего повысится налог, это может привести к тому, что пока еще оставшиеся здесь `огородники` и `стародачники` будут вынуждены продать или сдать в аренду свои участки.
На размер налога на землю, как и раньше, будет влиять наличие на участке долгостроя (незарегистрированных в собственности строений).
Как поясняет Анна Шлесина, руководитель юридического отдела компании `Сити-XXI век` в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, пока не будет зарегистрировано право собственности.
Введение нового налога на землю, было рассчитано, чтобы повлиять на крупных землевладельцев, имело целью вовлечения земель в хозяйственный оборот в рамках национальных проектов `доступное жилье` и `развитие АПК`, считает Иван Шульков. `Повышение налога на землю окажет влияние на принятие решений крупными землевладельцами относительно собственных наделов, активизируется процесс освоения земель сельскохозяйственного назначения и их оборота. Этому также способствуют инициативы отдельных ведомств об упрощении перевода земли из с/х в ижс, а также заявления отдельных чиновников о возможном изъятии земель в случае их неиспользования` - поясняет Иван Шульков.
Однако, почему-то, думая о регулировании использования земель для сельского хозяйства, промышленности, крупного жилищного строительства, власти забыли, что повышение налога коснется миллионов мелких частных землепользователей и ударит по их кошельку.
А сами частники уже считают, что это лишь ступенька к следующим нововведениям - высоким налогам на квартиры, землю под городскими домами и т.д. Впрочем, уже сейчас понятно, что для многих сельских жителей налог на землю будет неподъемным, и власти будут вынуждены его снижать, предоставлять льготы, или столкнутся с массовыми неплатежами.
Личные Деньги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU