В минувшую пятницу замглавы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Андрей Шаронов сообщил, что к 1 октября его ведомство представит в правительство предложения по выкупной цене, которую предприниматели должны будут заплатить государству за землю под приватизированными предприятиями. Пока проект МЭРТа не устраивает ни крупный бизнес, ни московские власти.
До сих пор многие приватизированные предприятия не выкупили земельные участки, на которых они расположены. Закон о введении в действие Земельного кодекса предписывал хозяевам предприятий до 1 января 2004 года выкупить эту землю или взять участки в аренду. К этой дате предполагалось упразднить право бессрочного пользования землей.
Однако бизнес не устроила определенная законом цена выкупа – от трех до 30 ставок земельного налога (его величина зависит от назначения земли и существенно разнится по регионам РФ). По подсчетам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), исходя из этих расценок, бизнесмены должны заплатить государству за "свою" землю более $100 млрд. В конце прошлого года депутаты Госдумы согласились отодвинуть сроки решения земельного вопроса до 1 января 2006 года.
10 сентября замглавы МЭРТа Андрей Шаронов сообщил, что его ведомство представит свои предложения правительству до 1 октября. Базой расчета выкупной цены останется ставка земельного налога. Сама цена будет зависеть от величины населенного пункта, в котором расположено предприятие. МЭРТ предлагает две категории – пункты с населением до 1 млн и свыше 1 млн человек (сейчас установлены три категории – до 500 тыс., до 3 млн и свыше 3 млн жителей).
По признанию Андрея Шаронова, базовые ставки "являются предметом переговоров". Согласно имеющейся у Ъ последней версии законопроекта, за землю под предприятиями в населенных пунктах с населением менее 1 млн человек чиновники хотят брать от трех до пяти ставок земельного налога, а в городах-миллионниках – от пяти до 10 ставок.
Оценки проекта представителями крупного бизнеса сводятся к формуле "От чего ушли, к тому и пришли". К реальному снижению выкупной цены игра с цифрами не приведет. По информации начальника отдела проектов ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) Валентина Добрынина, сейчас в городах с населением свыше 1 млн человек выкупная цена земли под предприятиями составляет от шести до 10 ставок земельного налога (в Волгограде – 10, в Екатеринбурге – 9,5, в Ростове-на-Дону – шесть). Таким образом, законопроект предлагает просто закрепить существующее положение. По словам представителя ОМЗ, снижение цены после одобрения предложений МЭРТа возможно в основном в Москве и Санкт-Петербурге – в этих городах коэффициент может снизиться с нынешних 30 до 10. "Получается, что разработчики законопроекта стремятся снизить цену только в Москве и Санкт-Петербурге, но не во всех других российских городах",– недоумевает господин Добрынин.
Впрочем, повышенное внимание к российским столицам объясняется тем, что именно московские власти выступали наиболее рьяными критиками законопроекта на всех стадиях его подготовки. Только в отличие от РСПП руководство Москвы считало предлагаемые федеральным центром цены выкупа земли несправедливо заниженными. Юрия Лужкова не устраивала и прежняя максимальная цена выкупа участков, равная 30-кратной ставке земельного налога. Понятно, что нынешними предложениями МЭРТа московское правительство недовольно еще больше. Первый вице-мэр Москвы Юрий Росляк заявил Ъ: "Мы сделаем все необходимое для того, чтобы предприниматели приобретали землю на наших условиях".
Московские власти беспокоит и возможность перепродажи выкупленных земельных участков по более высокой цене. Разработчики законопроекта предлагают бороться со спекулянтами и любителями перепрофилирования предприятий следующим способом. Если действующий закон предусматривает продажу земли в собственность без всяких условий и ограничений, то теперь свободно изменить вид разрешенного использования земельного участка собственник уже не сможет. Потребуется разрешение органов местного самоуправления, заплатить за которое придется 5-30% кадастровой стоимости земельного участка. Высокая взяткоемкость этой нормы очевидна. Во-первых, под изменение вида разрешенного использования земли теоретически можно подвести любые технические изменения в комплексе предприятия. Во-вторых, размер платежа за перепрофилирование (5 или 30%) органы местного самоуправления будут устанавливать по своему усмотрению.
По словам господина Шаронова, предложения министерства, вероятно, будут внесены в правительство "с разногласиями", так как до 1 октября МЭРТ вряд ли сможет согласовать их со всеми заинтересованными сторонами.
Ольга Плешанова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU