Столичная недвижимость и земля - существенная статья доходов бюджета Москвы. О результатах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям в 2003 году редактору отдела денег ГАЗЕТЫ Инге Замуруевой рассказал первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса Олег Толкачев.
- В канун Нового года принято подводить итоги года уходящего. Олег Михайлович, вы довольны результатами?
- Если говорить об итогах уходящего года, то их можно условно разделить на две части: это формальная сторона дела, которая состоит в том, что мы по сравнению с 2002 годом увеличили отдачу от работы с имуществом и землей ровно в 1,5 раза.
Если в прошлом году городской бюджет получил 20 млрд. рублей, то в этом году - 30 млрд. рублей. Пятьдесят процентов роста - думаю, это неплохо. Так что мы выполнили свое обязательство и обеспечили поступление в городскую казну 1 млрд. долларов. Хотя на самом деле еще есть над чем работать и что делать.
- Какая статья была самой доходной?
- Основная часть поступлений - от аренды недвижимости и от работы с землей. Очень немного - от продаж. Не хочу в очередной раз об этом говорить, но по соответствующим строчкам, ну, например, поступления от аренды земли или поступления от аренды помещений, показатели Москвы в два, а иногда в три раза выше, чем показатели по всей Российской Федерации. В регионах неплохо зарабатывают на продаже нефтяных акций - у нас просто нет таких предприятий. Но у нас система раскручена, развернута и работает. Это факт.
- На заседании правительства дважды за последнее время обсуждалась программа "Пром Сити". В чем ее особенность?
- Программа "Пром Сити" подразумевает новое строительство, на новых территориях можно будет снять офисные площади предприятиям малого и среднего бизнеса.
Мы должны приглашать туда предприятия. И готовы предоставлять им льготы по аренде недвижимости, по аренде земли, по электроснабжению, по тем обременениям, которыми распоряжается город. Предпочтение будет отдано высокотехнологичным и экологически чистым предприятиям.
- Административная реформа не обошла стороной Комплекс по имущественно-земельным отношениям?
- Мы сократили несколько сотен государственных унитарных предприятий (ГУП). Начали решать стратегическую задачу по подготовке к работе по системе "одного окна". Все подразделения комплекса работают по этой системе с июля текущего года, с 1 января вся городская система переходит на работу в таком режиме. Важность этой задачи не надо комментировать: это и прозрачность, и ограничение всякого рода возможных аппетитов со стороны чиновников, это и упрощение процедуры для жителей. На первый взгляд, это рутинная, организационная работа, но по сути это изменение философии работы чиновников. А это очень важно.
Я бы отметил такой вопрос, как работа по созданию единой информационной системы комплекса. У нас создан и реально работает первый в Москве удостоверяющий центр по подтверждению электронной подписи. Это означает, что мы можем оперативно проводить оборот документов в электронном виде.
Мы на базе своего центра сейчас создаем единый центр для всего Центрального федерального округа. Хотя таких центров в Москве должно быть несколько. Все это встраивается в систему "Электронная Москва".
Кроме того, мы создали систему, защищенную от помех, взрывов, пожаров, наводнений, отключения электроснабжения или сервера, теракта: наши базы данных сохранятся при любых обстоятельствах. Они практически неубиваемы, то есть любые воздействия не приведут к потере электронных баз данных.
- А от хакеров система защищена?
- Тут дело такое: сегодня - да, а завтра хакеры подучатся. Но сегодня твердо отвечаю "да", стопроцентно.
- Что было сделано в законодательной сфере в 2003 году?
- Работа с разграничением прав собственности между Москвой и федеральным центром на недвижимые памятники архитектуры и культуры была длительной. Сейчас все списки выверены, мы стремимся к какому-то согласию, хотя по мере продвижения нам подкидывают вопросы. Но договоримся. В списке спорных объектов на сегодня значится 121 памятник. С ними тоже разберемся, но не сейчас. В этом году все списки памятников будут опубликованы.
Но на первое место я бы поставил работу с земельным законодательством. Удалось принять закон о землепользовании и градостроительстве в Москве, о разграничении прав собственности на землю, это работа по подготовке предложений о внесении изменений в закон о выкупе земель под промышленными предприятиями.
- Москвичи, являющиеся членами кондоминиума, имеют право на бесплатное получение придомового участка в собственность. Как они могут воспользоваться этим правом?
- Что касается кондоминиумов, товариществ собственников жильцов, то они по законодательству имеют право (но иметь право и реализовать его - это вещи разные) на закрепление в своей собственности участка, на котором расположено строение. Для этого надо пройти определенную процедуру. Дальше участок можно использовать, но надо понимать, что если земельный участок закрепляется в собственность, то за него придется платить земельный налог. Возникает вопрос: а вам это нужно? Если землю можно использовать, тогда понятно - нужно. А если нет элемента использования, то это будут лишние расходы.
Я не уверен, что все до единого кондоминиумы захотят получить участок, потому что возможностей коммерческого использования земельных участков не так много: ну, строительство спортивных или детских сооружений, парковок. Но наивно считать, что на приватизированной земле можно делать что угодно, потому что есть архитектурные ограничения, по энергетике, по противопожарной безопасности.
- В этом году в Москве прошли первые аукционы по продаже столичной земли. Как вы оцениваете их результаты?
- Эта схема разумная, правильная. Она себя оправдывает, она наиболее прозрачная. Конкурс - это когда вскрываешь конверт и ничего изменить не можешь. А аукцион позволяет даже аутсайдеру при наличии потенциала побороться за свое лидерство. Мир ничего толковее пока не придумал. В 2004 году таких аукционов будет больше.
- По Земельному кодексу предприятия должны были решить земельный вопрос до 1 января 2004 года, однако было принято решение об отсрочке еще на два года. Это пойдет на пользу предприятиям?
- Дали отсрочку до 2006 года, ничего другого и быть не могло, потому что ни в одном регионе предприятия не готовы к тому, чтобы либо землю купить, либо взять ее в аренду. Эта мера неизбежна. Вопрос в том, что сегодня земля под предприятиями в городах с населением от 3 млн. человек должна выкупаться по 30 ставок земельного налога. Вообще-то говоря, при сложившемся рынке (а в Москве рынок сложился) эти цены занижены в 8-10 раз по сравнению с рыночными. Это не очень здорово, потому что приводит к спекуляции землей, к закрытию предприятий, к обвалу промышленного потенциала.
Но сейчас речь идет уже о том, что федеральные власти не хотят переходить к рыночной системе, как предлагает Москва. Они, наоборот, предлагают снизить коэффициент с 30 ставок земельного налога до 20, более того, ввести поправки, которые еще снижают коэффициент. В рамках Российской Федерации это правильно. Но в законе надо прописать отдельной строкой условия для развитых регионов, в частности для Москвы и Санкт-Петербурга. Мы настаиваем на таких поправках и надеемся, что депутаты Государственной думы нас услышат.
- Какую ставку можно считать оптимальной?
- Рыночную. Иначе получается бессмыслица. Допустим, участок в центре города, рядом с Кремлем, - условно Озерковская набережная. Участок там продавался за 8-9 млн. долларов за гектар, его купили, застроили, затраты "отбиваются" быстро. А если рядом находится предприятие, которое может купить аналогичный участок за 0,5-1,5 млн. долларов за гектар? Нетрудно догадаться, как сложится дальнейшая судьба предприятия - она предрешена. Можно быть или не быть марксистом, но Маркс как экономист был прав, когда говорил, что когда прибыль выше 25% - это сверхдоход. Нормальный доход - от 3 до 10%. Как только появляется сверхдоход, капитал туда бежит бегом, остановить его ничем нельзя. Если установить низкие ставки выкупа земли в Москве, доходы будут исчисляться тысячами процентов. Предприятие будет закрыто, признано банкротом. Сгорит, в конце концов. В итоге этот участок будет куплен по цене в 10 раз ниже рыночной, а потом будет выставлен на продажу по рыночной цене. И никакими административными средствами этот процесс не остановить, хоть охрану с пулеметами ставь, все равно рано или поздно это произойдет.
Известная история с продажей участка типографии Минобороны на Хорошевском шоссе. Участок, оценочной стоимостью 2 млн. долларов, был продан за 500 тысяч, то есть в четыре раза меньше. Мы оспорили сделку в суде. Суд признал нашу правоту. Но если будет принят такой закон, с ним не поспоришь. Но мы не собираемся терять Москву. Думаю, что у Москвы есть рычаги влияния. Во всяком случае, до сих пор мы могли защитить свои интересы.
Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU