Строительство на берегах подмосковных водоемов может быть ограничено не только известными большинству водоохранными зонами, но и зонами санитарной охраны. Основной целью последних является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения Москвы.
Московские власти всегда уделяли большое внимание охране питьевых водоемов. Еще 1767 г. в законодательную комиссию в Петербурге пришло прошение из Москвы: «Накрепко запретить и неослабно наблюдать, чтоб в Москву-реку и в прочие сквозь город текущие воды никто никакого ссору и хламу не бросал и на лед нечистот не вывозил…».
Параллельно с созданием Московского водопровода (открыт в 1804 году) и его последующим развитием решались вопросы санитарной охраны источников водоснабжения. Дальнейшее развитие на законодательном уровне работа по охране водоемов получила в советское время. В 1941 году специальным постановлением были определены организации, ответственные за контроль соблюдения гражданами санитарных требований в зонах охраны питьевых водоемов. Ими стали Управление санитарной охраны, Госсанинспекция, исполкомы районных, городских, поселковых, сельских советов, районные государственные инспекции, органы милиции и лесной охраны. В дальнейшем шло усовершенствование законодательства и нормативных документов. В настоящее время основные требования и правила, регламентирующие деятельность в зонах санитарной охраны, изложены в следующих нормативных документах: ФЗ №7 от 10.01.02 «Об охране окружающей природной среды» (ст. 43-45, 54); ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Водный кодекс РФ (ст. 105,106,144); СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы».
Источники водоснабжения находятся под постоянным воздействием различных природных, метеорологических явлений и антропогенных факторов. Работа водопровода тем надежнее, чем более постоянен состав воды источника. Техническая эффективность сооружений по обработке и обеззараживанию водопроводной воды, кроме чисто технологических факторов, в большой мере зависит от качества исходной воды. С целью охраны источников и водопроводных сооружений от загрязнения организуются зоны санитарной защиты (ЗСО) - территории и акватории вокруг источников водоснабжения, в которых существенно ограничиваются виды возможных работ.
Вопросы организации и режима ЗСО регламентируются СанПиН «Зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения». В соответствии с этим документом, выделяются три пояса санитарной охраны.
Пояс строгого режима
Первый пояс зоны санитарной охраны устанавливается для питьевых водохранилищ, на которых находятся водозаборы, водопроводные сооружения, сооружения гидроузлов и каналов, подводящих воду к площадкам очистных сооружений. Его назначение – защита питьевой воды и сооружений, по которым она идет, от загрязнения и повреждения. На питьевых водохранилищах запрещаются рыбная ловля, купание, стирка белья, катание на лодках. На их берегах нельзя вести строительство любых объектов, не связанных с нуждами водопровода. Территория первого пояса должна быть ограждена, на нее не допускаются посторонние лица.
Москву снабжают водой четыре водопроводные станции. Непосредственно на водохранилище расположена Восточная водопроводная станция. Она работает около Акуловской плотины Учинского водохранилища, соответственно вся его акватория входит в первый пояс охраны. Вблизи Пестовского водохранилища (развивающегося в последнее время как акватория яхтинга) первый пояс заканчивается за километр от Пестовской плотины. Само же Пестовского водохранилище входит во второй пояс зоны санитарной охраны.
Пояс ограничений
Назначение второго пояса ЗСО – защита питьевого водохранилища от микробного и химического загрязнения, которое может произойти через поверхностный сток. Пояс устанавливается для берегов водоемов, непосредственно связанных с питьевым (в первую очередь, для берегов впадающих в него рек), а также для участков ближайшего (первого) к питьевому водохранилищу склона, обращенного в его сторону.
На территории второго пояса не допускается следующие объекты: кладбища, скотомогильники, склады горючесмазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений, накопители промстоков, шламохранилища, полигоны, и накопители ТПО, поля ассенизации, поля фильтрации, земледельческе поля орошения, поля подземной фильтрации, полигоны твердых бытовых отходов, животноводческие и птицеводческие комплексв, фермы, силосные транши и навозохранилища, дачные, садово-огородные участки и участки под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от воды. Во втором поясе не допускается применение ядохимикатов и удобрений, рубка леса. В пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, кроме того, не допускается расположение стойбищ, выпас скота и распашка земли. Вновь строящиеся отдельно стоящие дома усадебного типа, коттеджи, индивидуальные жилые дома должны оборудоваться установками локальной очистки сточных вод. Пользование источниками водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО для купания, туризма, водного спорта и рыбной ловли допускается в установленных местах при соблюдении гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также нагрузки на территорию пляжа не более 1000 чел/га, на акваторию - не более 500 чел/га. Суда, курсирующие по акватории ЗСО, дебаркадеры и бранд-вахты должны быть оборудованы устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов. На пристанях должны быть оборудованы сливные станции и приемники для сбора твердых отходов.
Пояс послаблений
Третий пояс включает территорию водосбора источника водоснабжения. Его назначение - защита источника водоснабжения от химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком. На территории 3 пояса ЗСО не допускается авиационная химическая обработка лесов, сельскохозяйственных угодий. Города и поселки с населением свыше 20 тыс. человек, расположенные в зоне третьего пояса ЗСО должны иметь системы городской канализации с блоками механической, биологической и третичной очистки городских сточных вод, а также системы ливневой канализации с отводом стоков на очистные сооружения. Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования. Летняя рекреационная нагрузка на территории ЗСО не должна превышать (в тыс. человек) на 1 кв км по Истринской ГТС - 80, по Можайской ГТС - 80, Рузско-Озернинской ГТС - 70, Иваньковской ГТС - 200, по водораздельным водохранилищам канала им. Москвы - 150. При отводе участков под строительство предприятий отдыха (пансионаты, загородные базы и пр.) следует исходить из плотности отдыхающих на территории предприятий не более 15-20 человек на 1 га.
Контроль за соблюдением режима и выполнением оздоровительных и водоохранных мероприятий на территории зон санитарной охраны осуществляется в первом поясе ЗСО – территориальным Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, во втором и третьем поясах – территориальным Управлением Роспотребнадзора по Московской области, территориальными органами Комитета по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ на основании соответствующих положений. Технологический контроль за состоянием ЗСО и водоохранных зон проводится подразделениями МГУП «Мосводоканал». С ними же согласуется отвод земельных участков под строительство на территории второго пояса ЗСО.
В заключении необходимо отметить, что строгое соблюдение требований документов, регламентирующих деятельность в ЗСО, дает возможность более адекватно и целенаправленно управлять качеством воды в источниках водоснабжения. Кроме того, уменьшается опасность возникновения кризисных ситуаций при поступлении загрязнения от неконтролируемого источника.
Татьяна Бочарова Инвестиции в строительство
Статья о недвижимости получена: IRN.RU