Изъятие земли в Москве для государственных нужд – случай достаточно редкий. Как правило, речь идет не об изъятии, а о приобретении городом права застройки участка на условиях компенсации. Известный всем конфликт города с жителями деревни Бутово – это тем более вопрос определения компенсации.
Вы спросите: а как же может быть иначе? А иначе может быть так, как происходит в большинстве западных стран.
Если муниципалитету для его нужд требуется участок земли, он просто изымает его у владельца по заранее определенной цене. Например, вот как это происходит в Италии. Существует полный кадастр недвижимости с ценами, которые уточняются не реже одного раза в год в зависимости от рыночной ситуации. Если, к примеру, проектируемая теплотрасса должна пройти через частные владения, собственнику выплачивается стоимость в соответствии с кадастром. Кроме того, страховая компания в таком случае платит премию за потерю прав собственности. И заметьте – никакой торговли и никаких судов.
Наше законодательство одно из самых либеральных в мире по отношению к жителям. Видимо, дело в том, что оно формировалось во времена острой потребности в тотальной демократизации. Мы согласовываем с жителями практически каждую процедуру, связанную с будущим строительством. Одновременно жители имеют возможность затормозить процесс застройки практически в любой момент, что, к сожалению, не всегда оправданно.
Но то, что наше законодательство либеральное,– это еще полбеды. К примеру, Градостроительный кодекс напрямую запрещает изымать собственность для нужд жилищного строительства. С другой стороны, в Земельном кодексе есть пункт, который гласит, что такое изъятие возможно "для реализации городских и муниципальных программ". А строительство жилья для переселенцев из пятиэтажек или молодых семей – это самая что ни на есть городская программа. Так можно или нельзя? Город считает, что можно, а жители обращаются в суды. И в соответствии с законом их право выше.
Очевидно, что необходимо вносить изменения в законодательство. Речь не идет о том, чтобы урезать права жителей, наоборот – о том, чтобы сделать их более определенными и безоговорочными. Но при этом еще дать городу возможность строиться и благоустраиваться.
Владимир Хайкин, руководитель государственного унитарного предприятия "Управление перспективной застройки"
Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU