В понедельник ряд СМИ распространил новость, претендующую на звание "сенсации дня".
Оказывается, правительство внесло в Госдуму законопроект, который, как написало одно издание, "фактически отменяет частную собственность на землю". Впрочем, проверка этой новости сенсацию тут же развенчала: и правительство вчера ничего такого не сделало, и законопроект, о котором идет речь, истолкован с точностью до наоборот.
Документ, вокруг которого пошел сыр-бор, - это законопроект о резервировании земли под строительство объектов, нужных государству. Прежде всего и почти исключительно - дорог, аэропортов, трубопроводов, объектов обороны.
О сути этого документа "Российская газета" написала со слов разработчика первой (см. "РГ" за 6 июля), более того, та наша публикация до сих пор остается единственным в российских СМИ подробным изложением документа. Как пояснили нам вчера в министерстве экономического развития и торговли, этот законопроект был внесен в Госдуму 14 июля. "В тот день текст законопроекта письмом пошел в Думу, - сообщили нам в пресс-службе. - В пути он был максимум день. Стало быть, с 15 июля документ находится в Госдуме, и он никак не мог покинуть стены правительства лишь 7 августа. СМИ передали дезинформацию".
Столь же вольной трактовкой оказались и комментарии о сути закона - о том, что он якобы "отменяет частную собственность". Вольной с точностью до наоборот.
Действительно, именно отсутствие в нашем законодательстве резервирования как такового стало причиной неприятных конфликтов, и прежде всего в московском микрорайоне Бутово.
Напомним, что московские власти объявили тогда: согласно Генплану Москвы земли в Бутово "зарезервированы" под строительство нового микрорайона, и люди должны покинуть место стройки. На самом деле резервирование может иметь место только тогда, когда речь идет о реализации государственных нужд. Земельный кодекс довольно четко говорит о том, что строительство жилья при всей важности этой задачи чисто юридически к государственной нужде не относится. Дороги, порты, трубопроводы - другое дело. Но Земельного кодекса для четкого понимания этого факта оказалось маловато, а главное, как именно должно выглядеть "настоящее" резервирование - об этом в Земельном кодексе нет ничего. И вот появляется новый законопроект, который дает ответы на эти и многие другие вопросы.
Согласно этому документу сначала власть принимает решение о размещении объекта (скажем, дороги), потом готовится конкретная схема его местоположения - по нормам, уже прописанным в Градостроительном кодексе (к слову, этому кодексу "не везет" так же, как Земельному: из-за неполноты его формулировок этот прогрессивный закон на практике зачастую не исполняется). Существенно, что обсуждение пути следования трассы обсуждается с населением: Градостроительный кодекс вообще "заточен" на публичности принимаемых решений. Никто с бульдозером к вам не придет, прежде придут посоветоваться. После этого утверждается документ территориального планирования, и резервирование вступает в силу. Если строительство не состоится в течение строго оговоренного времени, резервирование теряет силу и гражданам возмещаются все убытки, которые они понесли из-за "особого статуса" их территории на протяжении этого времени. Ведь земли, зарезервированные под стройку, ограничиваются в обороте, они теряют свою рыночную стоимость. А я как раз в это время хотел продать свой участок, деньги мне были нужны. Не смог. Неприятно, но государство все возместит. Или не возместит - если стройка все-таки начнется.
Но об этом будет говорить уже другой законопроект, об изъятии земель. Однако, как и писала "РГ" 6 июля, этот документ еще толком даже не написан. Он находится на согласовании в разных комиссиях "и может согласовываться еще хоть полгода", пояснили нам вчера в минэкономразвития. О его контурах "РГ", впрочем, также сообщила в упомянутой публикации. Суть в том, что участки покупаются государством по рыночной цене. Однако оценка производится государством за свой счет с определенным приближением к реальности, не абсолютно точно (индивидуальная оценка - штука дорогая). Если собственник не согласен, он вправе за свои деньги провести индивидуальную оценку и доказывать ее правоту в суде. Но повторим, это пока еще лишь контуры будущего документа, и они могут существенно измениться, когда законопроект покинет стены минэкономразвития.
За паникой вокруг земельных законов стоит вполне понятная неуверенность людей, особенно после конфликта в Бутово - их страхи по поводу того, что кто-то завтра "ради высоких целей" отнимет твое имущество. К сожалению, таково последствие всего одного земельного скандала, ставшего достоянием гласности, наложившееся на личный опыт граждан, которые видят такие же скандалы в своих городках и селах каждый день. Прежде всего эта ситуация бьет по инвестиционной привлекательности нашей страны в целом и оборачивается для местных властей как потерей инвестиционных предложений, так и потерями бюджетных поступлений от платы за землю от граждан и предприятий. И то, что законодательный вакуум заполняется столь медленно, конечно, нехорошо. Хотя "быстрое заполнение" - еще хуже. Достаточно вспомнить историю "кавалерийского наскока" на Госдуму - чтобы она непременно приняла Земельный кодекс. И в итоге он оказался едва ли не самым слабо исполняемым законом в стране.
Евгений Арсюхин Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU