Существуют стереотипы, над которыми невластно даже время. Например, женщину принято называть «хранительницей домашнего очага», подразумевая, что и сам очаг, и то, где он находится, принадлежит мужчине. Это повелось с тех времен, когда и очага как такового не было, да и в качестве недвижимости выступала скала с пещерой. С тех пор мужчина всегда был владельцем дома, замка, дворца или виллы. Даже ответственным квартиросъемщиком в недалеком прошлом тоже значился представитель сильной половины человечества.
И только в прошлом веке картина начала меняться: женщины стали принимать активное участие в выборе и покупке будущего «родового гнезда».
Мужчины и женщины совершенно по-разному подходят к проблеме крупных покупок. Как тут не вспомнить анекдот про девушку, подбирающую автомобиль к цвету своей помады. Но даже в этой избитой шутке есть свое рациональное зерно: для женщин эстетическая составляющая гораздо важнее всего остального, даже вопроса цены. Именно поэтому индустрия моды и дизайна на 90% рассчитана на представительниц прекрасного пола. Даже более прагматичные мужчины в «вопросах красоты», безусловно, доверяют своим спутницам.
Покупка недвижимости – это всегда очень ответственный шаг для обоих полов. Тем более, если речь идет о загородном доме, который покупается не на несколько лет, а «на века». Естественно, загородная недвижимость – это семейная покупка, при совершении которой должны учитываться интересы каждого члена семьи. Дом в представлении большинства людей – некое идеальное место, в котором должно быть комфортно всем поколениям. И, конечно, собственный коттедж – объект гордости хозяев, ведь он может очень многое «рассказать» о характере человека, его интересах, социальном статусе и образе жизни. Именно поэтому, по мнению Марины Маркаровой, управляющего директора компании Blackwood, решение о покупке загородного дома семейная пара обычно принимает совместно. Но вот найти коттедж, удовлетворяющий интересам обоих супругов, – задача крайне сложная.
Приоритеты у каждого свои
Дело в том, что мужчины и женщины при выборе загородной недвижимости, по наблюдениям специалистов, обращают внимание на совершенно разные моменты. Для сильной половины человечества огромное значение имеет стоимость объекта (это решающий вопрос выборе будущего дома). Кроме того, мужчины, как правило, лучше разбираются в технических аспектах, поэтому они обязательно поинтересуются качеством строительных материалов, инженерными коммуникациями и – обязательно! – системой безопасности. Поскольку глава семьи занимается бизнесом в столице, то для него очень важны удаленность поселка от МКАД и качество подъездной дороги. Помимо этого, для мужчины принципиальна площадь объекта. «Прагматичный пол» задает риэлтору вполне конкретные параметры, от которых редко отступает. Правда, по наблюдению Светланы Кондачковой, руководителя направления загородной недвижимости ЗАО «МИАН-агентство недвижимости», мужчина, даже если ему понравился дом, всегда поинтересуется у риэлтора, какие объекты той же ценовой категории можно посмотреть, чтобы потом сделать выбор. А женщина, если ей понравился загородный коттедж, не пожелает смотреть что-либо еще.
Прекрасную половину в будущем доме интересуют совершенно другие моменты. Во-первых, само месторасположение. Для нее принципиально, стоит ли коттедж в сосновом бору, смешанном лесу или посреди идеального газона. Если ландшафтный дизайн уже сделан, то «хранительница очага» может забраковать тот или иной куст или сорт цветов. Для женщины важна некая аура дома, которую, конечно, невозможно описать логически, а можно лишь почувствовать. Даже вполне удачный интерьер дама будет рассматривать критически, в конце концов, это именно ей потом придется «доводить до ума» облик дома. Ну а если будущая хозяйка увлекается учением Фэн Шуй, то она непременно проверит, на какую сторону – восток или запад – выходят окна спальни и входная дверь. Это только скептики не верят, что дом – живой организм. Но даже они замечали, что из одних домов не хочется уходить, а другие спешишь покинуть как можно скорее, несмотря на самый модный интерьер. Впрочем, по мнению Ольги Богородицкой, руководителя отдела московской элитной недвижимости компании Knight Frank, женщины сейчас не меньше мужчин разбираются в инженерных системах дома. Правда, иногда они прислушиваются к мнению знакомых. Для мужчин, в первую очередь, важно мнение специалистов.
Для женщин большое значение имеет соседство, вообще сам статус поселка и его инфраструктура (прежде всего, наличие магазинов, школ и детских садов). А вот наличие фитнес-клуба, сауны, бассейна, ресторанов в последнее время на решение покупателей (как мужчин, так и женщин) практически не влияют. Во-первых, развитая инфраструктура увеличивает коммунальные платежи как минимум в два раза. Во-вторых, по мнению Алены Бригадновой, начальника отдела городской недвижимости компании Soho Realty, трансформировался стиль жизни богатого человека. Если ранее считалось неприличным и даже опасным демонстрировать свой статус и состояние (потому люди и пытались уместить все свои потребности в одном «закрытом» пространстве своего дома за высоким забором), то сегодня его положение, напротив, обязывает быть публичным и открытым. Ему удобно ездить в разные рестораны, посещать престижный фитнес, где его ждет личный инструктор – одним словом, он не стесняется быть богатым.
Действующие лица и исполнители
Однако женский стиль поведения при выборе загородного дома может измениться коренным образом под воздействием нескольких факторов. Можно попытаться провести «типологизацию» хозяек загородных усадеб.
К первой группе относятся замужние дамы, как правило, неработающие. Они очень активны на первом этапе (при выборе подходящих объектов) именно в силу того, что располагают достаточным количеством свободного времени. Домохозяйки ездят на бесконечное количество показов, придирчиво отбирают несколько вариантов, которые уже повторно отсматривают вместе с мужем. Но поскольку данная покупка является семейной, то окончательное решение супруги принимают совместно. Впрочем, специалисты считают, что право «решающего голоса» имеет все-таки мужчина, ведь именно он оплачивает покупку.
Однако иногда женщины могут увлечься самим процессом выбора настолько, что остановиться на каком-то одном варианте уже просто не в силах. Так, Наталия Курашова, PR-директор Renaissance Realty, вспоминает случай, когда одна клиентка ездила на просмотры, будучи уже на довольно позднем сроке беременности. Вероятно, именно по причине своего интересного положения она оказалась весьма непростым клиентом. Просмотрев несколько десятков вариантов и досконально изучив весь рынок Подмосковья, она так и не смогла определиться, что именно ей нужно – постоянно находились моменты, которые ее не устраивали. В конце концов, дом выбрал ее муж, который воспользовался моментом, когда дотошную супругу увезли в роддом.
В молодых семьях жены никогда самостоятельно не занимаются поиском квартиры, это всегда делает муж – либо один, либо вдвоем с женой. Кстати, примерно 80% от всех сделок на рынке загородной недвижимости составляют семейные покупки, остальные 20% совершают холостяки и незамужние дамы.
Вторая группа – это самодостаточные женщины, занимающие руководящие посты в крупных компаниях или владеющие собственным бизнесом. По словам Тимура Сайфутдинова, заместителя генерального директора компании «ТЕРРА-недвижимость», для бизнес-леди свойственны те же приоритеты в выборе, что и для мужчин. Прежде всего для них принципиально расстояние до Москвы. Поскольку такие женщины не располагают большим количеством свободного времени, к выбору жилья они подходят конструктивно, сразу сузив поиск вполне конкретными параметрами.
Иногда женщины становятся хозяйками загородной недвижимости – в тех случаях, когда по тем или иным причинам финансирующий сделку мужчина не может оформить ее в собственность на свое имя. Тогда недвижимость оформляется на жену, мать или другую родственницу.
Среди покупательниц встречаются и незамужние женщины, впрочем, они гораздо чаще приобретают городские квартиры, а не загородные дома. В отличие от мужчины-холостяка, который выбирает квартиру в расчете на будущую семью, незамужняя дама все делает для себя. Она никогда не экономит на стройматериалах при ремонте жилья и не задумывается о том, что при возможной продаже не сможет вернуть вложенные в ремонт деньги. Женщины предпочитают очень стильное жилье, а вот к квартирам-студиям они, в отличие от мужчин, равнодушны.
Наконец, бывают и романтические истории, когда мужчина преподносит в подарок своей любимой загородный дом. Но это довольно редкие случаи.
Стоит заметить, что финансовое поведение мужчин и женщин тоже значительно отличается. Представитель сильного пола более щепетильно относится к деньгам: чаще торгуется, просит скидки. Женщину же новый объект может просто «захватить» – она может так увлечься будущим домом, что вопрос цены просто отойдет на второй план. Хотя проводить жесткое различие между финансовым поведением двух полов – крайне субъективное занятие. В наши дни достаточно женщин с мужским стилем принятия решения, равно как и эмоциональных, впечатлительных мужчин.
Надежда Элпис Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU