Специалисты помогут разобраться в плюсах и минусах жилищного кредитования
Самое дорогое, что есть у человека после здоровья и любви - это деньги. Причем именно с последними он расстается особенно тяжело, даже если речь идет о покупке квартиры. Посчитав на калькуляторе, во сколько дороже, в итоге, ему обойдется недвижимость, если он приобретет ее в кредит, покупатель чаще всего делает выбор не в пользу ипотеки.
Да и сама эта услуга по-прежнему не всем по карману: минимальный процент выплаты кредита - 12% в рублях и 9% в валюте. Притом что заемщик должен иметь 30% собственных средств от стоимости жилья .
К тому же некоторые банки норовят предоставить сумму меньшую, чем необходимые покупателю 70 процентов.
И все-таки аналитики предрекают ипотеке большое будущее. И даже утверждают, что к 2010 году будет выдан не 1 миллион кредитов на покупку жилья по этой программе (такую планку установило Правительство России), а полтора.
Конечно, есть и те, кто не согласен с такой радужной перспективой. В частности, генеральный директор Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН) Татьяна Никитина скептически относится к подобным прогнозам. По ее подсчетам за последние пять лет только в Москве было выдано ипотечных кредитов 1 на 1109 человек, а по России и того меньше. "Если мы планируем взять планку хотя бы в 1 миллион, то соотношение кредит-человек должно стать 1 к 250".
Но это вряд ли осуществимо в суровых реалиях современной России. Состояние ипотечного кредитования в нашей стране обсуждалось на семинаре, организованном компанией "Лаурел-Ипотека" и коммуникационной группой "Медиа-Шторм". К сожалению, ситуация пока оставляет желать лучшего. Причем, как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков. Ведь одна из важнейших причин медленного развития ипотеки даже не в несовершенстве законодательства (в Казахстане, например, закона об ипотеки нет вообще, а тем не менее, она существует и прекрасно развивается). И даже не в величине процентной ставки, а в том, что подавляющее большинство населения не имеет возможности даже помечтать о жилищном кредите. Не все москвичи имеют ежемесячный доход в 1500 долларов (с меньшей зарплатой с вами в банке даже не будут разговаривать), а что уж говорить обо всей России.
В сложившейся ситуации самым сильным конкурентом ипотеке выступают ЖНК (жилищно-накопительные кооперативы). Впрочем, называют они себя по-разному, но принцип у них одинаков: низкая процентная ставка за кредит: от 1 до 6 процентов и возможность получения квартиры при накоплении 20% от ее стоимости.
"Я не хочу огульно обвинять все ЖНК", - предостерегает генеральный директор компании "Лаурел-Ипотека" Ирина Радченко. "Но проведенные нами маркетинговые исследования показывают, что большинство из них - банальные пирамиды".
Самая большая опасность в этой ситуации в том, что когда пирамиды начнут рушиться, а это обязательно произойдет, то дискредитированной окажется сама идея ипотечного кредитования. Лишь потому, что этот бренд сейчас активно используется недобросовестными компаниями.
Отчасти в неприятии ипотеки виноват и информационный вакуум, в котором пребывают многие россияне. С экранов телевизоров и билбордов звучит в основном агитация за ту или иную программу, при этом чаще всего не разъясняются их достоинства и недостатки. "А реклама ипотеки - это совсем не то, что реклама йогурта", - заявляет президент КГ "Медиа-Шторм" Александр Исаев. "Соответственно, и подход к информированию потребителя должен быть иным".
Но по одиночке ни банки, ни риэлторские компании не преодолеют барьер неприятия и непонимания. Один в поле не воин. Таким примером объединения всех заинтересованных сторон можно считать потребительскую образовательную программу "Ипотека - это просто и доступно", разработчиками которой стали "Лаурел-Ипотека" и КГ "Медиа-Шторм". У этого проекта три активные стороны: потребитель, которому необходима достоверная информация, организации, предоставляющие ипотечный кредит. А в качестве объединяющего звена - компетентные консультанты, которые на доступном языке объяснят заемщику все тонкости кредитования.
Форм доступа к информации, которую подготовят разработчики программы, тоже три: обучающие семинары, сайт в Интернете и горячая телефонная линия. Таким образом, они надеются, что именно такой способ поможет покупателю квартиры наконец-то избавиться от страха перед ипотекой.
Полина Козлова Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU