С вступлением в силу принятых в 2005 году законов, входящих в пакет из 27 документов, направленных на формирование рынка доступного жилья, развитие российской ипотеки должно сделать качественный скачок.
Если верить обещаниям разработчиков, он будет настолько существенным, что сможет сравниться с вступлением ипотеки в эру однозначности и предсказуемости, когда нормы всех законодательных актов, касающихся отношений в жилищной сфере, взаимоувязаны, когда отсутствуют разночтения, а профессионалы рынка не задыхаются в правовом вакууме.
Хочется надеяться, что шаги, предпринятые законодателями, на самом деле помогут создать в России рынок доступного жилья. Надо признать, усилия были потрачены поистине титанические: в законопроекты постоянно вносили поправки, призванные приблизить их к существующей действительности, проходили бесчисленные согласования на разных уровнях. И все это — в небывало короткие сроки, поскольку жилищная проблема в стране является одной из ключевых.
О необходимости формирования рынка доступного жилья Президент РФ не смог не упомянуть даже в своем новогоднем послании.
Читатели журнала «Недвижимость & цены», должно быть, помнят большой прошлогодний цикл статей «Ипотека в пакете». В нем мы уже писали о проектах законов в сфере ипотеки. Однако в своем окончательном виде — в том, в котором они были в итоге приняты, — многие их этих документов выглядят иначе. Причиной тому — работа экспертов, а также лоббистов тех или иных профессиональных объединений.
Следует оговориться: не все из 25 принятых законодательных актов напрямую касаются ипотеки — их охват гораздо шире. Ведь рынок доступного жилья — это и низкие проценты по банковским кредитам, и налоговые освобождения, и рост объемов строительства, и еще многое другое. Неудивительно, что изучение проектов растянулось на три депутатские сессии. Летом 2004 года были приняты документы, которые могли повлиять на объем бюджета страны в 2005 году (в первую очередь — изменения, вносимые в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ), осенью — большая часть оставшихся (17 актов), а на весеннюю сессию текущего года отложены те, что вызвали наибольшее количество споров и замечаний и потребовали доработки.
В целом же уникальный пакет законопроектов одновременно преследует решение двух глобальных задач. Первая — активизация спроса на жилье через повышение доступности ипотечных кредитов и легализацию жилищных накопительных программ. Вторая — активизация предложения жилья путем стимулирования жилищного строительства и облегчения процедур, связанных с регистрацией недвижимости (чтобы возросший спрос не вызвал роста цен).
В стартующем сегодня цикле статей мы планируем рассказывать не только о сути принятых законов, но и об их эволюции: какие нормы предполагалось принять и что принято в итоге. Важным будет и анализ того, как принятые законы могут изменить расстановку сил на ипотечном рынке.
Для того чтобы сделать содержание принятых поправок понятнее, разобьем все предлагаемые изменения условно на тематические блоки.
1. Бюджетный. Включает в себя изменения:
налогового законодательства — в части освобождения от НДС операций по реализации жилья и земельных участков, имущественного налогового вычета при приобретении дома или квартиры, снижения ставки налога на прибыль по операциям с ипотечными ценными бумагами и введения местного налога на недвижимость;
бюджетного законодательства — в части определения получателя доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков для целей жилищного строительства;
eeee земельного законодательства — в части процедуры взимания платы за землю.
2. Ипотечный. Включает в себя изменения, вносимые непосредственно в документы:
в Закон «Об ипотеке»;
в Закон «Об ипотечных ценных бумагах», касающиеся последствий банкротства кредитной организации — эмитента ипотечных ценных бумаг, деятельности ипотечного агента, типов и характеристик ипотечных облигаций;
в другие законодательные акты — в связи с принятием двух предыдущих законов (Гражданский кодекс РФ, законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
3. Гражданские права и права на недвижимость. Включает в себя:
изменения в порядке осуществления регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
изменения в порядке признания прав добросовестных приобретателей;
детальную регламентацию деятельности в жилищной сфере благодаря принятию нового Жилищного кодекса РФ;
создание единого государственного кадастра объектов недвижимости;
признание за гражданами, вкладывающими денежные средства в строительство и приобретение жилья, прав потребителей;
создание системы активного привлечения средств граждан к жилищному строительству и приобретению жилья (системы жилищных накоплений).
4. Сопровождение ипотечных сделок. Призван понизить степень рискованности ипотечных операций благодаря внесению изменений в страховое законодательство, а также введению института бюро кредитных историй.
5. ЖКХ. Включает в себя инициативы по привлечению частного бизнеса в развитие и управление коммунальной инфраструктурой и тарифному регулированию коммунального комплекса. В следующей статье данного цикла, придерживаясь предложенного деления на тематические блоки, мы приступим к изучению наиболее значимых изменений.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU