Для американского рынка это был бы незначительный шаг, но для "Лукойла" - огромный прыжок. Крупнейшая российская нефтяная компания заплатила $71 млн. за Getty Petroleum Marketing, сеть бензоколонок в северо-восточных и центральных штатах атлантического побережья.
Если иностранные компании пока боятся покупать российские предприятия, то сделанное "ЛУКОЙЛом" приобретение, по всей видимости, говорит о начале новой эры внутреннего корпоративного доверия, утраченного после финансового кризиса августа 1998 г. Однако некоторые придерживаются мнения, что этот шаг скорее совершен из бравады, нежели продиктован деловой логикой.
Вагит Алекперов, глава "ЛУКОЙЛа", обычно предпочитающий оставаться в тени, попытался обосновать приобретение в одном из своих редких интервью.
"ЛУКОЙЛ" взял на 15 лет в аренду 1300 АЗС Getty, а это означает, что компания впервые "получила доступ на мировой рынок нефти, чего у России никогда не было".
Вряд ли стоит удивляться тому, что первым на американский рынок вышел профессиональный нефтяник Алекперов.
За тихим голосом и мягкими манерами скрывается один из самых амбициозных и жестких бизнесменов России. Однажды он произнес знаменитую фразу о западных нефтяных гигантах: "Семи сестрам стоит быть начеку - через десять лет у них появится брат".
Проницательный азербайджанец, выходец из красных директоров советских времен, Алекперов стал одним из ведущих представителей российского нефтяного бизнеса, создав "ЛУКОЙЛ", крупнейшую и единственную полностью вертикально интегрированную нефтяную компанию страны.
"ЛУКОЙЛ" по-прежнему ведет за собой российскую нефтяную промышленность и является одной из немногих российских компаний, добившихся международного признания.
"ЛУКОЙЛ" однажды - в 1997 г. - уже предпринял неудачный эксперимент, создав совместное предприятие по строительству автозаправочных станций при американских супермаркетах, и теперь Алекперов пытается говорить более скромно о своих североамериканских амбициях. Он подчеркивает, что "мы новички на американском рынке, наша первая задача - реализовать планы, связанные с этой покупкой".
Тем не менее, Алекперов утверждает, что приобретение Getty - лишь первый шаг на рынок США.
На вопрос, собирается ли "ЛУКОЙЛ" покупать какую-нибудь американскую нефтедобывающую компанию, Алекперов с улыбкой ответил: "Это желание у нас никогда не пропадало".
Кроме того, он признает, что покупка Getty имеет большое значение с точки зрения рекламы. Предприятие будет работать под маркой Lukoil-Getty. Алекперов отметил, что он "надеется, что акционеры, увидев наше имя, будут внимательнее относиться к нашим акциям".
Критики утверждают, что "ЛУКОЙЛУ" не удастся принести на американский рынок, где царит жесточайшая конкуренция, существенную добавочную стоимость, но, как подчеркнул Алекперов, избавившись от посредников и продавая свои товары через бензоколонки Getty, компания сможет увеличить коэффициент доходности на 18-20%.
Алекперов говорит тихим голосом и не любит появляться на людях. Казалось, что в ходе разговора он чувствовал себя неловко и очень захотел поскорее закончить интервью, как только речь зашла о прозрачности финансовых операций и размерах его собственного пакета акций компании.
Однако он выразил надежду на то, что приватизация государственного пакета акций "ЛУКОЙЛа" - посредством выпуска американских депозитарных акций на Нью-йоркской бирже, что было отложено, по крайней мере, до следующего года - все-таки состоится.
Он заявил, что причиной того, что прибыль "ЛУКОЙЛа" даже по российским стандартам бухучета в прошлом году оказалась значительно ниже, чем у конкурентов, состоит в том, что компания инвестировала значительные средства в разработку новых месторождений и различные приобретения, в частности, в текущем году была куплена российская нефтяная компания Komitek.
В последнее время "ЛУКОЙЛ" тратил много сил на разработку месторождений в Каспийском море. В противовес заявлениям сторонников проекта по строительству трубопровода Баку-Джейхан, в число которых входят США, он заявил, что нефть из региона следует транспортировать по уже существующим газопроводам, находящимся на территории России.
По его словам, российское правительство не оказывает на него никакого давления. Он просто следует экономической логике, принимает во внимание низкую себестоимость и наличие избыточных транспортных мощностей, дающих возможность справиться с увеличением объемов добычи.
Статья получена: InoPressa.ru