Еще недавно о банках думали так же, как о революционерах-декабристах XIX века - страшно далеки они от народа. Сейчас конкуренция ужесточается. Банки избирают разные способы продвижения своих услуг - начиная от наружной рекламы в метро и видеороликов на центральных каналах в прайм-тайм до снижения процентов и расширения линейки ипотечных продуктов.
Необычный и даже остроумный способ более демократического общения с прессой использовал недавно банк DeltaCredit. Пресс-брифинг с участием руководства банка прошел в новом офисе банка на ул.
Гиляровского. Обычно застегнутые на все пуговицы банкиры предстали перед прессой в домашних темно-синих халатах, в вальяжных позах на мягких диванах, то есть в абсолютно неофициозной обстановке. Место действия оживляли также две породистые кошки сиамской и ориентальной пород. В дополнение журналистам было предложено разуться и надеть фирменные тапки.
Однако, несмотря на расслабленную обстановку, встреча оказалась вполне информативной. И раскрыла не только возможности банка, но и ситуацию на рынке ипотечного кредитования.
Сотрудники банка (а DeltaCredit - первый в России ипотечный специализированный банк) напомнили собравшимся, что 2006 г. для них особенный. Пять лет назад этот банк вышел на столичный рынок. И теперь имеет филиалы в 15 крупных городах России. В прошлом году группа Societe Generale приобрела 100% акций банка DeltaCredit, благодаря чему, говорится в пресс-релизе, он получил дополнительные финансовые возможности и поддержку, которые дали ему возможность укрепить свое положение на рынке ипотеки в России.
Ситуацию на рынке в банке оценивают оптимистически и приводят на этот счет статистику аналитических агентств: 8% россиян в этом году намерены улучшить свои жилищные условия. Это более 1 млн. семей. Если учесть, что все российские банки выдают лишь десятки тысяч кредитов, то наша страна обещает им большие возможности. Тем более, что и доходы населения растут.
По словам председателя совета директоров банка Игоря Кузина, негативный фон в освещении проблем ипотеки меняется на более одобрительный. Те, кто давно ведет ипотечное обслуживание граждан, за прошедшие годы набили много шишек на этом поприще, наработав достаточный опыт. Теперь у потребителя появляется проблема выбора продукта. Люди ожидают от банка простоты и быстроты в обслуживании. В DeltaCredit за прошедшие месяцы 2006 г. выдали кредитов на 116 миллионов долларов. Этот больше, чем за весь 2005 год. По оценке авторитетных западных структур, на 90% - это высококачественные услуги. И сегодня в банке с учетом поправок в Законе "Об ипотечных ценных бумагах" готовятся к секьюритизации активов, причем за рубежом. Российский рынок, согласно новому закону, дает такую возможность, но при этом возникает много неурегулированных вопросов к партнерам. Западный рынок в этом смысле более просчитан и стабилен. Так или иначе, но небольшая сумма (пробные 15 млн. долларов) будет направлена на эти цели в России уже в этом году, на западном рынке - в 2007 году, и по объему она на порядок больше.
В БАНКЕ гордятся, что 70% клиентов приходят за кредитами не по рекламе, а по рекомендациям. Примерно 25% приводят риэлторы и ипотечные брокеры. Среди заемщиков, что было особенно отмечено Аллой Цытович, вице-президентом по развитию бизнеса - хозяйкой вновь открывшегося офиса, есть самые обычные люди - врачи, водители, парикмахеры. Ситуацию с рекордным ростом цен, сложностью реализовать положительное решение банка покупкой квартиры пытаются учитывать, советуя заемщикам обозначать в кредитной заявке максимальные цифры - и по сроку погашения, и по объему заемных средств. В крайнем случае кредитная комитет оперативно решает вопрос по пересмотру суммы, особенно, если состоятельность бюджета семьи может быть дополнена за счет доходов проживающих вместе родственников. Существует также в банке и программа "Delta Плюс". По статистике банка сегодня из-за сумасшедшего роста цен из 10 положительных решений на выдачу кредита примерно пять заканчиваются покупкой жилья. По оценкам риэлторских агентств, статистика на ипотечном рынке выглядит гораздо хуже - из трех случаев одобрения по кредиту покупкой заканчивается только один.
По словам А.Цытович, процент невыплат по кредиту ничтожно мал, и пока банк в единичных случаях обращается по этому поводу в судебные органы. Проблему просрочек считают возникшей уже через 35 дней с момента погашения последнего платежа (в некоторых банках - 60, 90).
По оценке специалистов, самой большой проблемой ипотеки в России является сегодня входной порог - 20% cтоимости приобретаемого жилья. Таких сбережений нет у значительной части россиян. Однако в нынешних условиях, считает И.Кузин, снижать его было бы неоправданно: при возникновении стрессового сценария (а по мнению И.Кузина такая ситуация рано или поздно в нашей экономике возникнет) кредиты, выданные без внесения первого взноса, с большой долей вероятности попадут в процент невозврата. Работающие на таких условиях банки, высказала мнение А.Цытович, сегодня попросту демпингуют.
Наталия Крол Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU