Для успешной работы на региональных рынках парфюмерно-косметическая сеть «Л’Этуаль» готова пожертвовать имиджем премиального ритейлера. Доля массовых марок в торговом ассортименте сети в ближайший год может вырасти с 1% до 15%.
![]() Скорее всего, «Л’Этуаль» сделает ставку не на отечественную косметику (стоимостью 40—60 руб.), а на марки среднего ценового звена. |
Компания специализируется на косметике и парфюмерии класса люкс, массовые марки составляют лишь около 1% от общего объема выручки, говорится в инвестиционном меморандуме сети «Л’Этуаль», посвященном предстоящему облигационному займу компании на 1,5 млрд руб. (копия имеется в распоряжении «Ведомостей»).
В перспективе компания планирует расширить ассортимент за счет увеличения доли массовых марок в портфеле до 15%, сказано в документе. По данным на первое полугодие 2006 г., наибольшую долю в продажах компании занимает элитная парфюмерия (52,8%), за ней следует декоративная косметика и кремы дорогих марок (35,9%) и лечебная косметика (9,7%). Весь ассортимент состоит из более чем 20 000 наименований 150 марок (для сравнения: «Арбат Престиж», ориентированный на более широкий круг потребителей, представляет порядка 350 марок). «Ход логичный», — рассуждает Елена Морозова, аналитик МДМ-банка (выступает организатором займа). По ее словам, «Л’Этуаль» рассчитывает потратить заемные средства на открытие 97 новых магазинов. Большая часть из них, 67, будет расположена в регионах (в том числе в 16 городах, где сеть еще не представлена), остальные — в Москве (20) и области (10).
«Ничего плохого в расширении товарной линейки в пользу массовых марок нет», — считает Анна Дычева, вице-президент агентства «Старая крепость». По ее словам, скорее всего, «Л’Этуаль» сделает ставку не на отечественную косметику (стоимостью 40—60 руб.), а на марки среднего ценового звена, такие, как Sally Hansen и Aguolina (стоимостью 250—450 руб.). «В регионах нужно растить культуру потребления косметики. Традиционно российские женщины покупают духи и помады элитных марок, а лак для ногтей и средства по уходу за телом могут быть и подешевле», — рассуждает Дычева.
«С точки зрения маркетинга это опасная инициатива», — говорит представитель одной из крупных сетей, торгующих парфюмерией и косметикой. По его словам, «Л’Этуаль» позиционирует себя как селективная сеть, в которой присутствуют все люксовые марки, а если количество марок массмаркета увеличится, то «владельцы люксовых брендов могут не дать согласия на присутствие в сети и прервать отношения». Отраслевое аналитическое агентство «Старая крепость» оценивает прошлогодний оборот российского парфюмерно-косметического рынка в $7 млрд, что на 12,9% больше, чем в 2004 г. Прогноз на этот год — $7,8 млрд.
По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальная емкость рынка составляет $15—18 млрд и будет достигнута к 2016—2017 гг., что соответствует среднегодовому росту в 6—7%. Примерно 65% рынка контролируют крупнейшие сети — «Арбат Престиж», «Л’Этуаль», Douglas-Rivoli, Ile de Beaute, Rive Gauche, Brocard, оставшиеся 35% приходятся на несетевые магазины.