В советское время Горький (так город назывался в этот период) был совершенно безликим городом. По словам самих его жителей, в Горьком не существовало единого городского пространства, он состоял из промышленных зон, отделенных друг от друга заболоченными равнинами и свалками.
Градостроительная и архитектурная революция случилась здесь в годы перестройки. Помните такое популярное выражение горбачевской эпохи – «архитекторы перестройки»? Так вот, в Нижнем эти слова были восприняты не как фигура речи, но как руководство к действию.
В 1986 году две важнейшие архитектурные должности в городе заняли не номенклатурные чиновники, а одаренные архитекторы-практики, которые и взяли курс на реализацию знаковых нестандартных объектов: главным архитектором города стал Сергей Тимофеев, а директором Горьковгражданпроекта – Александр Харитонов. Последний, бесспорно, принадлежит к числу наиболее выдающихся российских архитекторов конца XX века. Именно Харитонов и его единомышленники сумели создать в историческом центре Нижнего Новгорода новую среду, которая не исказила сложившееся лицо города, а, образно говоря, обрамила его, логически развила дореволюционные градостроительные традиции.
Вот только некоторые объекты, спроектированные Харитоновым: гостиница «Октябрьская» на Верхневолжской набережной, административно-банковское здание «Каскад», Театр комедии, «Башня-репродуктор», банк «Гарантия», жилой дом «Акрополь», жилой дом «Пила». Каждое из этих зданий успело стать символом места, в котором построено, яркой достопримечательностью, ради которой в некогда совершенно безликие районы приезжают туристы и приходят горожане. Вот, например, «Башня-репродуктор» – в этой постройке можно увидеть и терем, и модерновый объект, и ажурный металл, и затейливую мозаику, и купол венского сецессиона. Здание можно было бы обвинить в эклектике, если бы черты архитектуры разных эпох не были бы соединены друг с другом столь иронично и одновременно тактично. Банк «Гарантия» также апеллирует к модерну, а «Акрополь» – к античным и классическим образам. Одно из самых необычных нижегородских зданий середины 90-х – это «Реликварий». Название точно отражает художественную идею этого объекта – его фасады стали своеобразной коллекцией приемов и деталей, некогда принадлежавших мэтрам авангарда Ле Корбюзье, Матиссу, Озанфану, Мельникову, Портзампарку.
Традиции проектирования нестандартных объектов в Нижнем Новгороде любовно поддерживаются по сей день. Так, в городе с 1997 года проводится своеобразный смотр архитектурных сил – рейтинг. Его рождение спровоцировало появление в нижегородском филиале ГЦСИ раздела «Архотека» – архива современных произведений зодчих. Список номинантов рейтинга формируется из собственных предложений архитекторов, шорт-лист – как среднее арифметическое мнений профессионалов, а места в «десятке лучших» распределяют эксперты. Объект, который в итоге оказывается победителем, выпекается силами лучших кондитеров города в виде торта и торжественно съедается всеми поклонниками качественной архитектуры. По мнению организаторов рейтинга, именно десерт способен лучше всего донести смысл архитектурного произведения до широких масс.
В этом году, кстати, шорт-лист рейтинга пришлось расширить на одну позицию – построек, достойных поощрения, оказалось слишком много. В число наиболее интересных объектов последних двух лет вошли не только общественные здания, но и жилые. Среди последних, например, квартал «Молодежный» (архитекторы Виктор Быков, Александр Сазонов, Дмитрий Слепов, Ольга Алексеева, Татьяна Киреева), «Провиантская башня» (тот же коллектив архитекторов), чей легкий силуэт создает обманчивое ощущение «невесомости», дома «Клетчатый» и «Жираф» мастерской Пестова и Попова. Что касается дома, названного именем животного с самой длинной шеей, создатели здания считают, что им удалось столкнуть две антагонистические концепции: «серое» массовое строительство и Архитектуру с большой буквы. Объемно-пространственная структура «Жирафа» складывается из перетекания разноцветных плоскостей: белые как будто сдвигают синие, а те теснят желтые, на главный же фасад в качестве элементов композиции выведены плоскости поперечных несущих стен. Кстати, именно «Жираф» был признан лучшим жилым зданием современного Нижнего.
Уже упоминавшееся название музейного раздела «Архотека» как нельзя лучше подходит улицам современного Нижнего Новгорода. В разных уголках города сегодня красуются эффектные здания, которые непременно хочется сфотографировать, посетить и запомнить. Среди объектов, безусловно, достойных внимания туристов, можно назвать административно-жилой комплекс «Цеппелин» (НПО «Архстрой») с его мощной остекленной доминантой, бизнес-центр «Манхэттен» (Александр Худин, Михаил Потапов), в котором несколько разномастных башен уместилось на одном эффектном дугообразном стилобате, остроумный «Радиодом», представляющий собой эдакий увеличенный радиоприемник с круглыми окнами и консольным выступом главного фасада. Не менее интересны изящный торговый центр «Этажи», чьей визитной карточкой стал огромный навесной витраж-витрина, и «Сити», главный фасад которого неуловимо напоминает полотна Мондриана.
Ася Ильина Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU