Олимпиада в Сочи 2014 года - дорогое удовольствие. Глава российского Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф нашел способ сделать ее хотя бы немного дешевле. В пятницу в Пекине он попросил китайские компании принять "активное участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи". В столице Поднебесной глава МЭРТа проводил заседание правительственной подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами.
Строительная эстафета
Идея пригласить китайских строителей на объекты в Сочи возникла у Грефа не случайно.
Министр явно был впечатлен уровнем готовности Пекина к летней Олимпиаде, которая пройдет уже меньше чем через год. "Мы видим, с какой скоростью и с каким качеством китайцы справились с задачей", - заявил Герман Греф.
Впрочем, скорость застройки китайской столицы впечатляет, пожалуй, лишь приезжающих иностранных гостей. Обитатели Пекина с грустью наблюдают, как древний город с огромной скоростью застраивается небоскребами, а его беднейшие жители выселяются из кварталов, на месте которых появились олимпийские объекты.
Такая же проблема может встать и в Сочи. Экологи там уже протестуют против Олимпиады, проведение которой может повредить сочинскому заповеднику. Проблема же строительства объектов на месте жилых домов в пятницу обсуждалась на уровне президента страны. Владимир Путин (он сейчас работает и отдыхает в Сочи) потребовал от губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и сочинского мэра Виктора Колодяжного соблюдать интересы рядовых граждан при перепланировке города. Причем даже тех граждан, чьи дома относятся к категории незаконных построек и подлежат сносу. Ткачев, правда, отметил, что таких семей немного, но и их интересы нужно соблюсти.
В Китае в этом смысле подход был более жестким: уличные незаконные постройки были просто уничтожены безо всяких компенсаций.
Олимпийское качество
Впрочем, в чем с китайцами действительно сложно соревноваться - так это в умении строить сложные сооружения в сжатые сроки. Пример: через несколько месяцев в Москве начнется строительство четвертого транспортного кольца, тогда как в Пекине за последние 20 лет транспортных колец было построено уже шесть - и таким образом проблема пробок была в значительной мере решена. Качество зданий, которые строятся в Пекине и Шанхае, также не вызывает нареканий. Они сейсмоустойчивые, в них обеспечивается теплоизоляция и шумоустойчивость, им не страшны пожары. А скорость строительства действительно фантастическая. За последние 10 лет Шанхай вырос настолько, что по количеству и размеру небоскребов догнал и Токио, и Нью-Йорк.
В стране, ставящей мировые строительные рекорды, крайне удивились неспособности российских подрядчиков качественно построить атомную электростанцию. В пятницу стало известно, что второй энергоблок Тяньваньской АЭС будет принят китайской стороной в сентябре (российский подрядчик - "Атомстройэкспорт"). Эта электростанция должна была быть построена на год раньше, однако сдать ее в эксплуатацию вовремя помешали технические неисправности. Самая серьезная из них - трещина в стенке реактора, которая обнаружилась буквально за несколько месяцев до первоначально запланированного срока сдачи станции весной 2006 года. "Атомстройэкспорт" неисправность устранил, однако осадок у китайцев остался. Второй энергоблок Тяньваньской АЭС сдается уже без скандалов, но, по сведениям "Газеты", руководство Поднебесной теперь крайне настороженно относится к желанию России участвовать в тендере на строительство второй очереди АЭС. По крайней мере, преференции "Атомстройэкспорту" как компании, построившей первую очередь станции, выдаваться не будут. Договариваться о второй очереди Тяньваня (это очень выгодный для российских подрядчиков контракт) вице-премьер Александр Жуков и премьер Михаил Фрадков будут в сентябре и ноябре этого года (в Пекине и Москве соответственно). От того, насколько гладко пройдет сдача второго энергоблока, во многом зависит дальнейшая судьба "Атомстройэкспорта" на китайском рынке.
Герман Греф в пятницу признался, что российские строители как минимум не лучше китайских. И позвал иностранных специалистов в страну, локомотивом ВВП которой является строительство, готовить не только зимнюю Олимпиаду 2014 года в Сочи, но и Владивосток к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Российские же строители, по его словам, "могут победить, если докажут на открытом конкурсе, что предоставляют лучшие условия по цене и качеству".
Андрей Лавров Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU