Эксперты подведомственной Росстрою Главгосэкспертизы не позволили стройподрядчикам необоснованно растратить 177 млрд. из отпущенных государством на строительство 902,5 млрд. руб. Впрочем, эти успехи меркнут на фоне растрат, характерных для большинства государственных строительных подрядов. Несмотря на старания различных контролирующих органов, по мнению аналитиков, при исполнении госзаказа в строительстве разбазаривается от 10 до 25% выделенных средств.
В распространенном вчера пресс-службой Росстроя сообщении говорится, что за 11 месяцев 2007 года ФГУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы рассмотрели 5889 единиц проектной документации. Общая стоимость строительства по этим проектам должна была превысить 1,5 трлн. руб. При этом львиную долю средств – около 902,5 млрд. руб. – должен был выделить федеральный бюджет. В результате «совершенствования проектных решений» и «исключения необоснованных затрат» эксперты скостили только затраты госбюджета на 177 млрд. руб. Иными словами, Главгосэкспертиза признала, что 19,6% всех изначально запланированных в проектной документации расходов можно считать обыкновенными приписками.
В сообщении Росстроя были перечислены наиболее громкие проекты из подвергнувшихся бюджетной коррекции. Среди них – строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-II), первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), проект комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков («Сахалин-2»), проект возведения моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, проект строительства перегрузочного комплекса в порту Усть-Луги.
Правда, в самой Главгосэкспертизе не смогли вчера сообщить «НГ» подробности относительно нарушений хотя бы по нескольким проектам, в частности назвать начальную оценочную стоимость проектов, причину ее снижения и сумму экономии.
Как бы то ни было, усилия Главгосэкспертизы не могут остановить резкого разрастания бюджетов финансируемых государством «строек XXI века». Взять, например, тот же ВСТО. Затраты на его строительство первоначально, в 2004 году, оценивались в 6,6 млрд. долл. В июле этого года они выросли до 11,2 млрд. долл., а в начале декабря замдиректора департамента государственной энергетической политики Минпромэнерго Владимир Саенко заявил, что стоимость нефтепровода составит уже все 12 млрд. долл. При этом еще в августе «Транснефть» сообщила, что Главгосэкспертиза подтвердила обоснованность затрат на строительство первой очереди ВСТО на еще более высоком уровне – 12,5 млрд. долл.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, потери бюджета по итогам уходящего года могут составить от 9–10% до четверти от всех выделенных на госзакупки и госзаказ средств, то есть колебаться от 400 млрд. до 1 трлн. руб.
В то же время, по словам директора департамента привлечения инвестиций компании «2К Аудит – Деловые консультации» Алена Розенталя, внимание государства к эффективному расходованию собственных средств в последнее время неуклонно растет. «Повышается прозрачность госзакупок, а расходование средств становится более результативными но полностью избавиться от коррупционной составляющей пока не удается, – отмечает эксперт. – Согласно недавнему «Национальному рейтингу прозрачности закупок» ни одно из госведомств не получило оценку «гарантированный». При этом ведомства, получившие наиболее низкую оценку в рейтинге, завышают цены закупок на 14–19% от среднерыночных. На фоне этих цифр «экономия» Росстроя в 19% не кажется феноменальной».
Сергей Куликов Независимая газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU