Строительство платной автодороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) в Санкт-Петербурге станет первым проектом, который будет реализован по схеме концессионного соглашения. Стоимость проекта составит примерно 85 млрд руб., половина из которых - средства частных инвесторов. Эксперты предполагают, что условия концессионного договора и сроки окупаемости проекта заинтересуют исключительно западные компании.
Прием заявок на участие в конкурсе будет объявлен 9 ноября. Планируется, что в конце этого месяца МЭРТ подведет итоги по квалификационному отбору компаний, а 30 июля 2007 года будет назван победитель конкурса.
"Победителем может быть признана одна компания либо созданный компаниями консорциум",- заявил вчера министр экономического развития Герман Греф.
Строительство ЗСД стало одним из проектов, которые МЭРТ отобрало на конкурсе финансирования объектов из инвестиционного фонда. Вчера Греф рассказал, что, по предварительным оценкам экспертов, суммарная стоимость проектирования и строительства ЗСД (без учета процентных платежей и затрат на подготовку конкурсного предложения) составит около 80-85 млрд руб.
При этом до 34% стоимости проекта будет профинансировано из инвестиционного фонда, 16% - из бюджета СанктПетербурга и, соответственно, оставшиеся 50% от объема финансирования, а это примерно 42 млрд руб., должен вложить инвестор.
По оценкам Всемирного банка, срок окупаемости проекта для инвесторов составит 30 лет. Для российских инвесторов сроки окупаемости и ожидаемая доходность проекта выглядят не слишком привлекательно, убеждены эксперты.
"Даже по оптимистичным прогнозам, проект окупится не раньше, чем за 25-27 лет. А доходы от эксплуатации в оставшиеся три-пять лет не соответствуют рискам, которые берет на себя инвестор",- считает главный аналитик УК "Капиталъ" Сергей Карыхалин, отмечая, что за 30 лет ситуация в стране в целом может измениться. Кроме того, добавляет он, до конца не ясен порядок тарифообразования, объем грузоперевозок через ЗСД и стоимость эксплуатации трассы в течение 30 лет.
"Наши предприниматели предпочитают вкладывать средства в проекты, которые могут дать быструю отдачу: срок их окупаемости должен составлять не более семи лет",- отмечает аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев.
Кроме этого, убежден он, в России "просто нет серьезных отраслевых компаний, которые располагали бы такими средствами,- есть ряд неотраслевых инвесторов".
Опасения экспертов вчера подтвердила губернатор СанктПетербурга Валентина Матвиенко, рассказав, что переговоры проведены с более 20 зарубежными компаниями. Правда, с какими именно, Матвиенко не уточнила. Интерес, утверждает министр транспорта Игорь Левин, уже проявили компании из Франции, Италии, Австрии, Японии, Германии. Планируется, что благодаря реализации концессионного соглашения к 2011 году будет построена и введена в эксплуатацию автомобильная трасса, которая соединит Васильевский остров с другими районами Санкт-Петербургского транспортного узла.
"После окончания срока концессионного соглашения дорога должна быть возвращена концессиату",- напомнил Греф. При этом министр не исключает варианта продления концессионного соглашения с компанией либо, говорит он, будет выбрана другая компания, с которой правительство подпишет новый договор. "Но это станут решать те люди, которые будут у власти через 30 лет",- подытожил Греф.
Оксана Карпова, Алексей Савкин Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU