На черноморских курортах Кубани – аншлаг. Пансионаты, санатории и кемпинги переполнены, одна надежда – на частный сектор. Здесь можно замечательно отдохнуть, если повезет и тебя не обдерут как липку.
«Черные риелторы» круглые сутки несут свою вахту на авто– и железнодорожных вокзалах. Они встречают машины на трассах, зазывая и предлагая свои услуги.
Расталкивая друг друга локтями, бросаются к пассажирским вагонам. Люди не успевают поставить на перрон свои чемоданы, как их буквально разрывают на части. Обещают золотые горы, лишь бы заполучить клиента. О его безопасности и комфорте здесь не думают.
Чтобы навести порядок в теневом бизнесе, нынешней весной по инициативе краевого департамента по комплексному развитию курортов решили создать бюро по размещению неорганизованных отдыхающих. Это дело было поручено солидным фирмам, которые уже давно работают на рынке и зарекомендовали себя как надежные партнеры. Руководитель одной из них, Галина Панаетова, засучив рукава взялась за дело. Однако маклеры-самозванцы уступать выгодный бизнес никому не собираются.
– Сама идея создания подобных бюро правильная, – считает Панаетова. – Потому что все эти «черные маклеры» своим поведением на вокзалах и трассах дискредитируют наши курорты. К примеру, только на железнодорожной станции Лазаревское «работает» свыше 300 человек, которые просто вырывают друг у друга людей. Наблюдаю такую сцену: хозяйка договорилась с отдыхающим, но тут подбегает маклер и кричит, что хозяйка неряха, у нее в доме чуть ли не клоповник, да и вшей можно подцепить. Курортник, понятно, шарахается в сторону. Только договорится, его снова начинают пугать. Бедные люди в полной растерянности. Однако чего греха таить, их действительно подстерегает немало подводных рифов. В городе только больных с открытой формой туберкулеза – около 80. А ведь при такой постановке дела запросто можно попасть в рассадник заразы!
По мнению местных специалистов курортного бизнеса, за наведение порядка нужно было браться давно, но начинать не в конце мая – начале июня, а еще осенью. Чтобы не пришлось на скорую руку оборудовать помещения под бюро, искать для них место на вокзалах и автотрассах. Уже накануне сезона в экстренном порядке заказывали яркие красивые майки с эмблемой «Курорты Кубани», трафареты, буклеты. На все это было потрачено свыше полумиллиона рублей, а маклеры и без этих хлопот чувствуют себя весьма вольготно.
Как заставить «черных риелторов» работать в правовом поле? Наверное, без помощи право– охранительных органов тут не обойтись. Иначе мимо казны по-прежнему будут утекать миллионы рублей. Размер самого налога небольшой, всего шесть процентов. Заплати – и живи спокойно. Но нет, ищут лазейки. Бывает, в книге учета, которую ведет сама хозяйка, указаны суммы, заниженные чуть ли не в 10 раз. Шикарные частные гостиницы числятся не сданными в эксплуатацию, хотя все знают, что они в сезон приносят их владельцам огромные барыши. Конечно, кому-то просто выгоден этот хаос. Ведь хорошо известно, что в мутной воде легче ловить рыбку...
Комментарий
Анатолий Пахомов, руководитель департамента комплексного развитиЯ по курортам и туризму Краснодарского края:
– На самом деле к организации подобных бюро или информационно-туристических центров мы приступили еще прошлой осенью. Подобного опыта в России нет, поэтому пришлось становиться первопроходцами. Сейчас в крае действуют около 40 центров по размещению отдыхающих, но это только начало. Устанавливаем указатели, чтобы проще было найти наши бюро. Некоторые информационные центры – в Джубге, Адлере, Анапе – оборудовали за счет средств департамента. Мы хотели показать, как должно быть. Сейчас приступаем к строительству большого бюро на федеральной трассе «Дон». Для него уже выделена земля в Кущевском районе. Там будут и гостиница, и автостоянка, и станция технического обслуживания. По этой трассе на юг направляются свыше 90 процентов автотуристов. К будущему сезону они смогут уже по пути на отдых получить всю необходимую информацию, включая афишу культурно-развлекательных мероприятий и гастролей известных артистов на том или ином курорте. Здесь же можно будет забронировать номер в частном отеле или кемпинге. Подобные информационные центры решают сразу несколько задач – безопасность, учет и максимум комфорта отдыхающих. Что касается ситуации на Лазаревском взморье, то мы прекрасно видим и собственные просчеты, и нестыковки в работе фирмы, взявшейся за организацию нового дела. Так уж получилось, что в этом сезоне и так называемые «черные маклеры», и наши бюро действуют параллельно. В будущем это будет исключено. Осенью проведем тендер, выделим участки для обустройства бюро, чтобы впредь вся деятельность носила цивилизованный, легальный характер. Конкуренция заставит снизить цены и повысить качество обслуживания. Одними запретительными мерами ничего решить невозможно. Это давно доказано практикой.
Татьяна Павловская Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU