В тесте участвуют автомобили: Mazda 626
"Мазды" давно прижились в России. Секрет прост - эти машины на здешних дорогах оказались весьма живучими. "626-я" модель, последнее поколение которой дебютировало в конце 1997 года, сочетает ряд достоинств. При скромных для своего класса внешних габаритах (длина немногим больше 4,5 м) у нее самый большой багажник и один из самых просторных салонов. К тому же при необходимости его можно трансформировать, превратив даже седан в небольшой фургон - при сложенном заднем и переднем сиденьях (кстати, заднее складывается по частям) в автомобиль можно грузить почти трехметровые доски!
Не бойтесь испачкать сиденья - с завода они защищены чехлами на молнии, которые легко отстирываются. Предусмотрели конструкторы и ваш приятный отдых - те же сложенные сиденья превращаются в обеденные столики, а в заднем подлокотнике устроен мини-бар. Любителей дачных поездок "Mazda 626" приятно удивит длинноходной подвеской, а горожан - маневренностью. Но интересует владельца и другая сторона - надежность узлов автомобиля и предстоящие расходы. За этой информацией мы обратились к специалистам техцентра "Мазда Центр Кунцево".
Агрегаты-долгожители
В Россию поставлялись автомобили только с бензиновыми двигателями: 1,8 л, 74 кВт/100 л.с.; 2,0 л, 100 кВт/ 136 л.с. и 85 кВт/115 л.с. (последний сейчас не устанавливается). Все они - шестнадцатиклапанные, с двумя распределительными валами, оснащены распределенным впрыском. Обслуживание сведено к минимуму: первый контроль зазоров в клапанном механизме - через 90 тыс. км (регулировка подбором шайб, как на ВАЗ-2108), замена ремня ГРМ - через 100 тыс. км. Досрочных обрывов не отмечено, но "эксперименты" отдельных водителей позволили установить критический порог - 130 тыс. км. Впрочем, кошельки разгильдяев эта машина щадит - при обрыве ремня поршни с клапанами не встретятся. При своевременной замене масла и фильтров пробег двигателя до ремонта превышает 200 тыс. км.
Оригинальную систему выпуска, включая лямбда-зонд и нейтрализатор, можно тоже записывать в долгожители: за четыре года замена глушителя потребовалась лишь нескольким владельцам, и то из-за вмятин, а не ржавчины.
Штатная защита моторного отсека снизу предусмотрена только за дополнительную плату. Но стальной поддон легких ударов не боится, поэтому большинству владельцев она и не нужна.
"Мазды-626" комплектуются как механическими пятиступенчатыми коробками передач, так и четырехступенчатыми автоматическими с электронным управлением (последние - только с 2-литровым двигателем). Их ресурс сопоставим с ресурсом двигателя. Срок службы сцепления, безусловно, зависит от условий эксплуатации и стиля езды, но в среднем он не менее 150 тыс. км.
Враги - влага и пыль
Долговечность приводов колес (ШРУСов), по сути, ограничена только ресурсом их чехлов. По опыту прежних моделей, трещины на них появлялись не раньше чем через пять лет эксплуатации. Новые, модернизированные чехлы должны стать еще долговечнее. Порвать их сложно - снизу они защищены мощным рычагом подвески. Кстати, все рычаги - стальные, модный нынче алюминий японцы использовать не спешат. Возможно, благодаря этому и переборка ее, по крайней мере, до 100 тыс. км, требуется редко.
Дисковые тормоза (у некоторых машин они как спереди, так и сзади) потребуют ремонта к 100 тыс. км - "закисают" поршни. Если был порван пыльник, ремкомплектом (резинки и смазка), как правило, не обойтись - потребуется замена поврежденных песком и ржавчиной деталей. Барабанные тормоза сюрпризов не преподносят. На автомобилях выпуска 1997-1999 гг. случались отказы АБС и противобуксовочной системы из-за попадания влаги в блок управления. При этом перестает работать и электронный спидометр. Проблема решается заменой блока на модернизированный ($350). На тех же автомобилях отказывали и задние датчики АБС из-за внутренних дефектов (цена одного датчика - $70). После 1999 года отказы прекратились.
Рулевое управление практически безотказно. Наконечники рулевых тяг ходят более 150 тыс. км, а рейка, похоже, переживет сам автомобиль.
Сгнить не успеет
Кроме уже отмеченных отказов системы АБС, электрооборудование в целом надежно. Панели кузова - с двусторонним цинкфосфатным покрытием, поэтому даже на местах сколов эмали металл не ржавеет. В России на эти автомобили действуют трехлетняя гарантия на сохранение внешнего вида лакокрасочного покрытия и 12-летняя - от сквозной коррозии при отсутствии механических повреждений. Нижняя часть кузова и накладки бамперов дополнительно защищены антигравийным покрытием, поэтому эмаль в этих местах - с шагренью. В силовом каркасе "Мазды-626" последнего поколения использованы Н-образные профили, что улучшило защиту водителя при столкновении. Есть брусья безопасности и в дверях. Дополняют комплекс безопасности подушки для водителя и пассажира (последняя - отключаемая, с датчиком детского сиденья) и боковые подушки.
Расходы
Новая "Mazda 626" стоила от $18 800 до 23 500 в зависимости от комплектации и типа кузова (недавно ее сменила модель " Mazda 6"). Трех-четырехлетка почти вдвое дешевле. Машины у официальных дилеров оснащены "российским пакетом": увеличенный дорожный просвет, подогрев зеркал и сидений, омыватели фар, противотуманные фары. Поэтому при небольших пробегах они предпочтительнее "европеек".
Какие расходы ждут владельцев? До 100-150 тыс. км - лишь плановые ТО, которые у официального дилера обойдутся от 4 до 10 тыс. руб. в зависимости от объема работ (включая расходные материалы). Интервал между ТО - 15 тыс. км. Таким образом, не считая расходов на бензин, на содержание автомобиля придется тратить $350-400 при годовом пробеге 25-30 тыс. км.
Водители о "Мазде-626"
Четвертый год езжу на "Мазде-626", на спидометре - больше 150 тыс. км. До сих пор не верится, что после такого пробега по нашим дорогам машина может выглядеть как новая. Двигатель абсолютно сухой, на ходу никаких стуков. Мой прежний "Фольксваген" в этом возрасте уже вовсю потел маслом, да и подвеску пришлось перебрать. У меня это третья машина; когда покупал ее, рассчитывал продать года через два. А теперь жалко расставаться. Но уверен - следующей будет тоже "японка".
Павел, Санкт-Петербург
"Мазду-626" мне пригнали из Германии. Честно говоря, хотелось другую машину, но стоила она намного дороже. Поначалу жалела, что согласилась, но, доехав до дома, поняла, что мой посредник не зря ее расхваливал. Сидеть удобно, все под рукой, мотора почти не слышно. Да и парковаться оказалось не так сложно, как мне предсказывали: при своих габаритах машина очень маневренная. Теперь и моя подруга хочет себе непременно "Мазду".
Лена, Москва
Эта машина мне недавно жизнь спасла. Влетел в "Икарус", затеявший разворот через всю улицу. Подушки сработали четко. Но и задние пассажиры (непристегнутые) лишь наклонились, как при ударе по тормозам, и даже ушибов не получили. Правда, восстановление вылилось в три тысячи "зеленых" - почти треть сегодняшней рыночной стоимости моей "трехлетки", но жизнь-то ведь все равно дороже!
Юрий, Москва