Стремительный рост московского кинотеатрального рынка вынуждал сети расширять географию и идти в города-миллионники. Но, как оказалось, и в этих городах рынок близок к насыщению. Выходить в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск и Самару уже нерентабельно, отмечают участники рынка. Они объясняют причину быстрого роста регионального рынка усилением позиций местных сетей.
По данным «Невафильм Research», на начало 2007 года первое место по количеству кинозалов в рейтинге городов-миллионников занимает Казань: 3,95 кинозала на 100 тыс.
жителей. Уже после нее идут Москва с 2,77 кинозала, Санкт-Петербург — 2,53, Екатеринбург — 2,45, Новосибирск — 2,29, Челябинск — 2,1, Самара — 2,1. Как отмечает аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева, сейчас плотность киноэкранов в Казани приблизилась к европейскому уровню, превысив московский почти на 50%. «В Казани, по словам некоторых владельцев кинотеатров, наблюдается уже избыток качественных киноплощадок, а это вызывает спад посещаемости каждого отдельного мультиплекса», — говорит г-жа Леонтьева. Гендиректор казанской сети кинотеатров Suvar Ирина Князева подтверждает, что рынок Казани перенасыщен и открывать новые мультиплексы в городе уже не имеет смысла. Начальник отдела маркетинга сети «Киномакс» Максим Черноморец связывает стремительное развитие кинотеатрального рынка Казани с масштабным празднованием тысячелетия города в 2005 году. «Подготовка к мероприятию и его проведение стало отличным инвестиционным проектом. Казань сумела привлечь средства не только для обновления города, но и, например, для масштабного строительства торгово-развлекательных комплексов, где размещаются мультиплексы», — говорит г-н Черноморец. С ним соглашается г-жа Князева из Suvar: «Празднование вызвало большую шумиху, у многих возникла иллюзия, что потребности рынка Казани гораздо выше, чем это оказалось на самом деле».
Быстрые темпы развития кинотеатрального бизнеса в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и Самаре участники рынка объясняют активностью местных игроков, начавших работать задолго до прихода федеральных киносетей. Сейчас крупнейшими местными операторами, по данным «Невафильм», являются новосибирская «Арт Сайнс Синема» (8 кинотеатров, 25 залов), екатеринбургская «Премьер-зал» (15 кинотеатров, 21 зал), краснодарская «Монитор» (8 кинотеатров, 21 зал) и казанская Suvar (3 кинотеатра, 13 залов). Арт-директор сети «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» Дмитрий Ким считает, что для насыщения рынка Новосибирска необходимо еще 50—60 кинозалов. «Половину собираемся открыть мы, половину откроют федеральные сети, которые, правда, пока не присутствуют на нашем рынке. Но о планах выхода уже заявили «Синема Парк» и «КАРО Фильм», — говорит г-н Ким. Он отмечает, что «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» активно борется за свою долю на рынке Сибири. «Помимо Новосибирска мы присутствуем в Бердске, Кемерове, Горно-Алтайске. В ближайшие два года планируем выйти в Барнаул, Томск, Бийск, Искитим», — рассказывает г-н Ким. По словам Ксении Леонтьевой, с ростом конкуренции региональные киносети ищут новые методы борьбы за зрителя. «Suvar для привлечения новых посетителей открыла в городе IMAX», — говорит г-жа Леонтьева. Примеру Suvar собирается последовать и «Арт Сайнс Синема»: по словам г-на Кима, компания планирует в 2008 году открыть IMAX в Новосибирске.
Участники рынка отмечают, что быстрое насыщение городов-миллионников кинотеатрами местных сетей делает проекты федеральных игроков менее рентабельными и значительно увеличивает сроки окупаемости. Гендиректор DVI Cinema Владимир Федоров считает, что кинотеатральный бизнес не может оказаться рентабельным, если два кинотеатра расположены близко друг к другу. «Это не торговые точки, на территории которых можно торговать разными товарами. Многозальники невозможно развести по репертуару: мы не получаем достаточного для этого количества фильмов, а работать вторым экраном кинокомплексу, на который потрачены миллионы долларов, неправильно», — говорит г-н Федоров. Гендиректор «КАРО Фильм» Игорь Ильчук указывает, что срок окупаемости региональных кинотеатров составляет сейчас «больше пяти, но меньше восьми лет». А Максим Черноморец отмечает, что из-за близости к насыщению рынков городов-миллионников многие сети, в том числе «Киномакс», планируют осваивать города с населением от 500 тыс. человек.
Рейтинг городов-миллионников России по количеству кинозалов на 100 тыс. жителей (уровень Московского региона ‑ 100%, данные на 31 декабря 2006 г.)
Место в 2006 г. | Место в 2005 г. | Город | Численность населения, тыс. жителей | Количество кинозалов | Количество кинозалов на 100 тыс. жителей | % от уровня Москвы |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 10 | Казань | 1 112,70 | 44 | 3,95 | 143 |
2 | 1 | Московский регион | 11 645,80 | 323 | 2,77 | 100 |
3 | 3 | Санкт-Петербург | 4 580,60 | 116 | 2,53 | 91 |
4 | 2 | Екатеринбург | 1 308,40 | 32 | 2,45 | 88 |
5 | 4 | Новосибирск | 1 397,00 | 32 | 2,29 | 83 |
6 | 9 | Челябинск | 1 093,00 | 23 | 2,1 | 76 |
7 | 11 | Самара | 1 143,30 | 24 | 2,1 | 76 |
8 | 8 | Уфа | 1 029,60 | 20 | 1,94 | 70 |
9 | 6 | Ростов-на-Дону | 1 054,90 | 20 | 1,9 | 68 |
10 | 5 | Волгоград* | 991,6 | 15 | 1,51 | 55 |
11 | 7 | Нижний Новгород | 1 283,60 | 18 | 1,4 | 51 |
12 | 12 | Пермь* | 993,3 | 9 | 0,91 | 33 |
13 | 13 | Омск | 1 138,80 | 10 | 0,88 | 32 |
*в 2005‑2006 гг. население менее 1 000 000 чел.
Операторы киносетей России в регионах (за пределами Московского региона и Санкт-Петербурга, данные на 31 декабря 2006 г.)
Место в 2006 г. | Оператор сети | Кинотеатры в регионах | Залы в регионах | Доля регионального рынка по количеству залов, % | Центральный офис |
---|---|---|---|---|---|
1 | Киномакс | 14 | 44 | 5,1 | Москва |
2 | Каро Фильм | 7 | 36 | 4,2 | Москва |
3 | Арт Сайнс Синема | 8 | 25 | 2,9 | Новосибирск |
4 | Синема Парк | 3 | 25 | 2,9 | Москва |
5 | Премьер-зал | 15 | 21 | 2,4 | Екатеринбург |
6 | Монитор | 8 | 21 | 2,4 | Краснодар |
7 | ИнвестКиноПроект | 3 | 19 | 2,2 | Москва |
8 | Роскино | 7 | 16 | 1,9 | Москва |
9 | Планета кино | 4 | 13 | 1,5 | Уфа |
10 | Сувар | 3 | 13 | 1,5 | Казань |
11 | Империя игр | 2 | 10 | 1,2 | Челябинск |
12 | Планета развлечений | 1 | 8 | 0,9 | Москва |
13 | Метелица Байкал | 4 | 7 | 0,8 | Иркутск |
14 | ЦентрФильм | 3 | 7 | 0,8 | Москва |
15 | Интеркино | 3 | 7 | 0,8 | Тюмень |
16 | Випласт | 2 | 7 | 0,8 | Воронеж |
17 | Иллюзион | 4 | 6 | 0,7 | Владивосток |
18 | Киномир | 3 | 6 | 0,7 | Барнаул |
19 | Корстон | 1 | 6 | 0,7 | Москва |
20 | СОК | 5 | 5 | 0,6 | Самара |
21 | Империя грез | 4 | 5 | 0,6 | Н.Новгород |
22 | Самохвал | 3 | 5 | 0,6 | Москва |
23 | Киномир | 3 | 5 | 0,6 | Томск |
24 | Парадиз | 1 | 5 | 0,6 | Москва |
25 | Баргузин | 4 | 4 | 0,5 | Иркутск |
26 | Парнас | 3 | 4 | 0,5 | Белгород |
27 | Киномир | 2 | 4 | 0,5 | Липецк |
28 | Армада-фильм | 2 | 4 | 0,5 | Ульяновск |
29 | Кронверк Синема | 1 | 4 | 0,5 | С.-Петербург |
30 | Альянс Интертеймент | 1 | 4 | 0,5 | Казань |
31 | Ташир | 1 | 2 | 0,2 | Москва |
Всего в регионах у этих операторов | 125 | 348 | 40,5 | ||
Всего в регионах РФ | 491 | 860 | 100 |
По данным «Невафильм Research»
Анастасия Васильева РБК-daily
Статья о недвижимости получена: IRN.RU