В последние годы в Москве наблюдается стремительный рост числа торговых и торгово-развлекательных центров. Так, в 2002 году в столице было построено 18 комплексов площадью 345 000 кв. м. В 2003 г. – 11.
В текущем году планируется ввод в эксплуатацию не менее 400 000 кв. м. новых качественных торговых площадей, причем подавляющее большинство – не менее 360 тыс. – за пределами Садового кольца. По прогнозам специалистов, к концу года общее количество торговых площадей международного уровня в Москве превысит миллион квадратных метров.
Несмотря на то, что Россия отстает по количеству торговых площадей от Центральной Европы (среднеевропейское соотношение – 198 кв. м. на тысячу жителей против 42 кв. м. в Москве), по оценке экспертов Penny Lane Realty, рынок торговых комплексов столицы близок к насыщению, в том числе и потому, что платежеспособные категория населения у нас пока значительно малочисленней. Возрастающая конкуренция между центрами и вероятное насыщение рынка заставляют все большее внимание уделять грамотной, профессионально разработанной концепции.
Развлекательный блок притягивает в торговый комплекс дополнительных посетителей, которые перед тем, как попасть в кинотеатр или боулинг, проходят по торговым рядам. Общая площадь такого комплекса не может быть меньше 25-30 тысяч кв. метров. Стоимость аренды на третьем этаже, где обычно размещают развлекательную часть, составляет, как правило, от 150 до 400 USD за кв. м. в год, что значительно ниже, чем на первых двух этажах, где расположены магазины и супермаркеты (от 250 до 3000 USD). С точки зрения собственника, развлекательная часть выполняет вспомогательную функцию.
Сегодня, по оценке специалистов Penny Lane Realty, необходимо особенно внимательно относиться к разработке концепции торгового комплекса. Можно перечислить огромное количество параметров, которые необходимо учесть: это и сбалансированный состав арендаторов, и наличие «якорей», их количество и размер, навигация центра, оптимальное соотношение товарных групп, торговли, услуг и развлечений, зонирование и прочее. Сейчас чтобы успешно конкурировать, комплекс должен иметь свою оригинальную идею, отличительную особенность, необычный развлекательный или досуговый блок, который работает как фактор привлечения покупателей, а значит, и арендаторов. Очевидно, что в дальнейшем торгово-развлекательные комплексы будут эволюционировать именно в этом направлении, притом, что дальнейшего увеличения арендных ставок эксперты не ждут.
Доходность самых успешных торговых центров Москвы, в числе которых чаще всего называют «Мегу», «Атриум» и «Рамстор», является весьма высокой. При грамотно организованной концепции сроки окупаемости для торгово-развлекательного комплекса в Москве составляют около четырех лет. Однако, по мере увеличения количества торговых центров их доходность может снижаться, а центры, которые вовремя не позаботились об интересной концепции, рискуют потерять и клиентов, и арендаторов.
IRN.RU по материалам пресс-службы Penny Lane Realty
Статья о недвижимости получена: IRN.RU