За последние полтора года гостям Санкт-Петербурга не было предложено ни одного отеля с номерным фондом более 100. В течение первого полугодия 2007 г. на рынок было выведено около 100 номеров в составе мини-отелей и одна гостиница категории «3 звезды» — «Династия» на 39 номеров. С июля по сентябрь 2007 г. в эксплуатацию был введен только один новый объект — трехзвездочный Lancaster Court Hotel на 49 номеров под управлением гостиничного оператора Amaranta, который уже занимается «Адмиралтейской».
В III квартале 2007 г. прошел госкомиссию новый отель «3 звезды» на Лиговском проспекте Ibis, входящий в европейскую сеть Accor. Официальное открытие гостиницы площадью 9000 кв. м запланировано на конец 2007 г., в ее строительство инвестиционная компания Kesko вложила около $19 млн. В это же время стартовали проекты нескольких многофункциональных комплексов с гостиничной составляющей в районе деловой зоны «Пулково-3», а также комплекс «Адамант-парк». Аналитики Colliers International подсчитали, что сейчас Московский район обеспечивает уже 20% предложения строящихся гостиниц (для сравнения: по результатам первого полугодия 2007 г. — только 3%).
Последние годы рынок насыщался в основном за счет мини-отелей (до 30 номеров), признают эксперты «Knight Frank Санкт-Петербург». С января по август 2007 г. официально открылось не менее 10 новых объектов, многие мини-отели регистрацией пренебрегают. Сейчас в городе, по разным оценкам, их от 200 до 400.
Однако, похоже, их время уже прошло. Старший консультант «Knight Frank Санкт-Петербург» Олег Громков замечает: «После скачка цен на рынке жилья в 2006 г. вложения в строительство мини-отелей уже не так эффективны: стоимость расселения нескольких квартир в центре выросла не менее чем в два раза, а цена номеров увеличилась не особенно».
По словам коммерческого директора туркомпании «Аватара» Алексея Корнилова, для многих туристов помимо цены большую роль при выборе гостиницы играет фактор безопасности. Мини-отели, особенно те, которые расположены в бывших коммунальных квартирах, не могут удовлетворить этому требованию, уверяет он.
В 2007 г. на рынок Санкт-Петербурга вышла британская InterContinental Hotels Group, которая планирует в течение 3-5 лет развивать здесь отели под брендами InterContinental, Crowne Plaza и Holiday Inn и к 2010 г. стать наиболее известной маркой на российском рынке.
Пока что компания собирается управлять тремя еще строящимися четырехзвездочными гостиницами в составе МФК с совокупным количеством номеров, превышающим 900 (Crownе Plaza в составе МФК Airportcity, Holiday Inn St. Petersburg-Moskovsky Prospect, а также отель в составе МФК Clover Plaza). Заявлен к реализации и проект четырехзвездочной гостиницы на 339 номеров под маркой Crowne Plaza в здании бывшего Никольского рынка.
Американская гостиничная сеть Hilton объявила о заключении договора стратегического развития с компанией London & Regional Properties Limited и собирается открыть в России 25 отелей под своими брендами. Первый Hampton by Hilton будет открыт в I квартале 2008 г. в Санкт-Петербурге.
Sokotel объявил, что построит в центре Петербурга пять отелей класса «4 звезды» в течение шести лет суммарной емкостью около 1000 номеров. Объем инвестиций в проект превысит 185 млн евро. Компания «Тристар инвестмент холдингс», входящая в фонд VIYM, реконструирует здание на Вознесенском проспекте, 1/12, под пятизвездочный отель под брендом Four Seasons на 186 номеров. Объем инвестиций оценивается в $100 млн. Под брендом Sheraton этот же оператор будет управлять четырехзвездочной гостиницей на 360 номеров в составе МФК «Адамант-парк».
В Knight Frank подсчитали, что в стадии проектирования находится 111 объектов на 9681 номер, в стадии строительства — 32 объекта на 3009 номеров. В 2008 г. планируется построить семь гостиниц на 699 номеров. В ближайшие пять лет предполагается ввод около 12 500 номеров, в том числе в таких проектах, как «Морской фасад», «Балтийская жемчужина», «Новая Голландия».
Цена гостеприимства
Средняя стоимость номера современного стандарта с января по август 2007 г., по данным Jones Lang LaSalle Hotels, увеличилась с 2006 г. на 16% до $290. Нижняя и верхняя границы цен на отели могут отличаться в разы.
Чтобы выровнять сезонность въездного туризма, городской бюджет выделил в 2007 г. 150 млн руб. на рекламные кампании в европейских столицах, направленные на круглогодичное привлечение иностранных туристов. Некоторые гостиницы разрабатывают собственные программы повышения загрузки в мертвый сезон, однако эффективность их воздействия на общую заполняемость пока минимальна.
Одной из основных тенденций гостиничного рынка Санкт-Петербурга в этом году аналитики называют все более активную экспансию международных операторов. Только в первом полугодии 2007 г. были заявлены планы по созданию гостиниц под брендами Four Seasons, W, Le Meridien и др.
Руководитель департамента оценки и аналитических исследований Becar. Commercial Property Spb Игорь Лучков говорит, что в классе «4-5 звезд» без иностранного бренда делать бизнес не имеет смысла — слишком высокая капиталоемкость.
Анна Сабинина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU